Итальянская обрабатывающая промышленность работает в основном на импортном сырье. Преобладает тяжелая индустрия, основная роль в которой принадлежит машиностроению. Значительно развились также электроэнергетика, металлургия, химия и нефтехимия.
В результате происшедшей в последние десятилетия коренной перестройки энергетической базы ведущая роль в ней перешла от гидроэнергии и импортного угля к нефти, которая обеспечивает более 60% всей потребляемой энергии. За ней следует природный газ ( 15,5% ), каменный уголь и лигниты (8,5%), гидроэнергия (7,6%) и атомная энергия (0,3%). При этом Италия вынуждена импортировать почти всю потребляемую нефть, 80% твердого топлива и 44% природного газа.
На ввозимой морским путем нефти выросла самая мощная в Западной Европе нефтеперерабатывающая промышленность. Италия- один из крупнейших экспортеров нефтепродуктов в Западной Европе. Энергетический кризис заставил искать пути экономии энергоресурсов в целом и нефти в частности. В 80-х годах суммарная мощность нефтеперерабатывающей промышленности Италии сократилась с 206 млн.т. сырой нефти в год в 1980 г. до 150 млн.т. в 1983 г., несколько заводов было закрыто.
Жизненно важную роль в хозяйстве страны играет электроэнергетика. Установленная мощность электростанций в сумме составляет 49.4 млн.кВт, из них 64,4% приходится на тепловые электростанции, 32% - на ГЭС и ГАЭС, 2,6% - на атомные и 1% - на геотермальные. Ежегодно в стране вырабатывается 180-190 млрд. кВт.ч электроэнергии. Большую часть электроэнергии получают на тепловых электростанциях, работающих главным образом на мазуте, первое место им уступили ГЭС, так как водные ресурсы почти полностью исчерпаны. В последние годы в Италии предпочитают строить гидроаккумуляционные станции. Италия была пионером в строительстве ГАЭС (1908 г.). Почти одновременно появились и первые в мире геотермические электростанции (1905 г). В 60-х годах Италия одна из первых начала строить крупные АЭС. В стране действуют 4 АЭС общей мощностью 1,4 млн. кВт.
Зависимость от импорта топлива и сырья очень существенна в черной металлургии. В 1986 г. в стране было выплавлено 10,3 млн.т. чугуна и около 22 млн.т. стали. По выплавке стали Италия занимает 5-е место. Размещаются металлургические заводы либо вблизи портов, либо тяготеют к рынкам сбыта - крупным центрам машиностроения. Именно в портовых центрах расположены четыре крупнейших в стране комбината полного цикла, принадлежащих государственному объединению “Финсидер” (Генуя- Корнильяно, Пьомбино, Неаполь-Баньоли и Таранто. Большинство сталеплавильных и сталепрокатных заводов сконцентрировано в старых индустриальных городах Северо-Запада. В предгорьях Альп и альпийских долинах размещаются электрометаллургические предприятия. На мировой рынок итальянская черная металлургия выходит главным образом с тонкой холоднокатной сталью и стальными трубами. По производству труб Италия занимает 4-е место в мире. В последние годы итальянская черная металлургия испытывает значительные трудности в своем развитии в связи с тем, что “Общий рынок “ под давлением США решил ограничить сталеплавильное производство в странах “десятки”.
В производстве цветных и легких металлов выделяются те отрасли, которые лучше обеспечены местными рудными запасами,- выплавка алюминия, свинца, цинка и ртути. В кризисные годы выплавка алюминия снизилась с 274 тыс.т в 1986 до 194 тыс.т в 1988 г. Большинство алюминиевых заводов расположено на богатом электроэнергией Северо-Востоке.
Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные. Энергоемкая выплавка цинка размещается вблизи крупных электростанций (в городах Порто-Маргере, Монтепони, Порто-Весме, Кротоне). Свинцовоплавильные заводы группируются в основном на Сардинии, поблизости от месторождений полиметаллических руд.
В последние годы Италия уступила Испании мировое первенство по производству ртути. Это древнейшее производство было перестроено в соответствии с экологическими требованиями и на сегодняшний день производится около 2 тыс.т. в год.
Используя богатые залежи доломитов Италия вышла на одно из первых мест в мире по производству магния. В 1986 г. было добыто 85 тыс. т. магниевых руд и выплавлено 7,8 тыс.т. магния.
Ведущая отрасль итальянской промышленности - машиностроение. В нем занято 2,2млн.человек, оно дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и 2/5 итальянского экспорта. Италия- один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. По размерам производства стоит на 5-м месте. Машиностроение отличается высокой концентрацией производства и капитала и находится в руках немногих крупных объединений, выпускающих сложную и разнообразную продукцию. Наиболее развито экспортное машиностроение (производство автомобилей, электровозов, вагонов, судостроение). Большую часть автомобильного производства монополизировал концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм в Италии и одна из крупнейших монополий мира. Заводы концерна рассеяны по всей стране и выпускают малолитражные и микролитражные легковые автомобили, грузовики, автобусы, различные двигатели, самолеты, суда, локомотивы, тракторы, оборудование для метрополитена, электростанций, аэропортов.
Международное разделение труда и экономическое единство мира в ХХ веке
Наша страна переживает сложный момент своей истории.
Социалистический путь развития, которым шла страна в течение семи десятилетий,
несмотря на определённые успехи, оказался в целом недостаточно эффективен.
Из-за более низкой производитель ...
Катастрофическая архитектоника Земли
"Посвящаю памяти моей незабвенной жены
- Пащенко Валентины Григорьевны"
Петро Пащенко
В конце ХХ века, благодаря успехам
космических исследований мы заново открыли мир планет Солнечной системы и их
спутников. Любопытному в ...