Для осуществления инноваций в нефтедобыче, обеспечивающих повышение КИН и связанных с информатизацией и интеллектуализацией нефтепромыслов и организацией служб супервайзинга, требуются адекватные инновации в системе подготовке специалистов нефтегазового профиля. В стране имеется опыт создания отдельных интеллектуальных нефтяных промыслов с использованием преимущественно импортных скважинной электроники, коммуникационных каналов связи, программного обеспечения. Рынок изобилует предложениями технических средств и программных продуктов, с помощью которых можно продвигаться в данном направлении. Однако этого мало. Нужны специалисты: одни, чтобы осуществлять инновационную деятельность по интеллектуализации процессов нефтедобычи, другие, чтобы работать на интеллектуальных месторождениях. Кадровый дефицит - одна из главных причин нашей медлительности в информатизации и интеллектуализации систем нефтегазодобычи.
Стажировка в западных компаниях нескольких десятков специалистов не позволяет решить проблему. Ставку необходимо делать на кадры, подготовленные в российских вузах.
По мере информатизации промысла специалист-нефтяник все более отдаляется от прямого контакта с технологическим оборудованием, рычагами и кнопками управления. Среда его деятельности - информационная, и в ней он выступает одновременно как приемник, детектор, преобразователь, генератор и транслятор информации.
Сегодня в подготовке специалистов нефтегазового профиля продолжает доминировать предметный, а не деятельностный ход. Студенты осваивают лишь отдельные составляющие деятельности инженера-нефтяника. Из-за отсутствия необходимой информационной среды обучения, моделирующей реальную информационную среду деятельности современного специалиста, они не могут овладеть многими важными профессиональными навыками. Студенты, как и в прежние годы, получают в вузе глубокие знания по отдельным дисциплинам, учатся решать, в том числе с использованием компьютерных технологий, типовые задачи, встречающиеся в инженерной практике. Однако их слабо ориентируют на реальную практическую деятельность в заданных временных рамках, во взаимодействии с другими специалистами, работе в «команде», с необходимостью оперативно принимать решения во внештатных ситуациях при недостатке информации для ее анализа. Это не предусмотрено традиционной схемой обучения "лекции - лабораторный практикум - семинарские занятия, консультации, курсовое и дипломное проектирование, практики, самостоятельные для каждой специальности». В результате возрастает неудовлетворенность работодателей практической составляющей подготовки современных молодых специалистов.
Предметный подход к обучению закреплен действующими государственными образовательными стандартами, закрепляется структурой вузов - их делением на плохо взаимодействующие друг с другом кафедры, ответственные за отдельные предметы учебных планов. Деловые игры, другие активные методы обучения, производственные практики при всей их эффективности позволяют сформировать у выпускников лишь фрагментарное представление о деятельности в области разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений.
Позитивному изменению ситуации в подготовке специалистов, необходимых для создания и эксплуатации интеллектуальных тяных промыслов, способствуют современные информационных сетевые технологии, позволяющие создать в вузе интегрированную информациоптто модель нефтяного месторождения - виртуальное месторождение с Центром управления его разработкой. В Центре на основе организации учебного процесса в форме имитации реальной совместной деятельности специалистов различного профиля, предприятий и служб, ведущих разведку, проектирование разработки, разбуривание и эксплуатацию интеллектуального месторождения, удастся сформировать у выпускников вуза навыки деятельности в новой информационной среде системы нефтедобычи, развить необходимые профессиональные компетенции. Фактически речь идег о внедрении в вузовский образовательный процесс современных высоких технологий.
Сравнительная характеристика различных видов транспорта
Прогресс человеческого общества
неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт"
понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без
перемещения орудий и предметов труда и самого человека ...
Модель Земли
В настоящей работе предложена модель
строения Земли, базирующаяся на представлениях неэвклидовой геометрии. Показано
что, используя в качестве модельной поверхности фигуру тора удается правильно
описать многие географические особенности Зе ...