Наиболее известным празднеством у манси, как и у хантов, является медвежий праздник.
Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников наиболее значителен Урине хотэл эква – Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей. В конце мая – начале июня отмечали дни рыбаков, включавшие соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в какое время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить. С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую очередь Покров (14 октября). У оленеводов наиболее почитаем был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.
В богатом мансийском фольклоре жанры делятся на священные и обыденные. К первым относятся мифологические сказки и предания, рассказывающие о сотворении мира, мифологические "медвежьи песни" ("Пу апи-арых", "Уй-эрыг"), исполняемые на медвежьем празднике, заклинания, молитвы-заговоры, исторические сказания. Героические и исторические сказания иногда выделяются в особую группу (таргын-мойт). Отдельный жанр составляют рассказы о фратриях Пор и Мось и их мифологических предках. Пограничное положение среди сакральных жанров занимают рассказы типа быличек и бывальщин о встречах с духами – менквами и мис, духами воды (Вит-хон) и леса (Кумпэ-ленг). Священные жанры чаще всего исполнялись после захода солнца, преимущественно поздней осенью и зимой, их исполнение обычно было приурочено к праздникам и ритуалам.
Музыка представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами медвежьего праздника, шаманских ритуалов, а также повествовательными лирическими и эпическими жанрами. Генетически она родственна музыке хантов и тесно взаимодействует с музыкой тундровых ненцев, коми-зырян, сибирских татар и русских.
В жанровой системе центральное место занимает музыка медвежьего праздника – йалпын хотал – северный стиль и йал`пэн хэтэл – южный стиль, включающая ритуально-обрядовые песни, наигрыши, танцы, театрализованные сцены. В первую половину ночи исполняются сакральные песни о медведе и мансийских богах: начальная песня-гимн для "пробуждения" медведя; призывная песня, обращенная к родовым духам и богам; "звериная песня", – песенная галерея мансийских тотемов; "танцы духов", представляющие мифологические образы в песнях и пантомимах. Вторая половина ночи включает театрализованные сценки с песнями и танцами, составляющие профанный (обыденный) ряд действа. Последняя ночь медвежьего праздника – кульминация священнодействия. Здесь поются "тайные песни богов", при их исполнении женщины и дети удаляются из дома. В перерывах же между песнями медвежьего праздника звучат обрядовые наигрыши на цитре или арфе, которые повторяют мелодию исполненной песни, либо "перестраивают" слух участников на новый мелодический лад.
Шаманская музыка (кайне эрыг – северная, кайх ерэй – южная) является персональной формой музыкального общения с духами. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.
Эпическая (повествовательная – от слова эпос) музыка включает: мифологические песни о возникновении мира, богов, людей и героические песни – о подвигах героев племени, песенные вставки в сказках. Мелодии эпических песен могут сопровождаться игрой на цитре, арфе и смычковой лютне. Лирическая музыка представлена личностными песенными импровизациями, танцевальными жанрами и наигрышами.
Реформирование отношений собственности
Деление
собственности от изначально коллективной на частную и другие её виды произошло
очень давно, на этапе перехода от родовой общины к общине соседской. Возникла
необходимость в присвоении средств и продуктов труда. В дальнейшем, с разв ...
Международное разделение труда и экономическое единство мира в ХХ веке
Наша страна переживает сложный момент своей истории.
Социалистический путь развития, которым шла страна в течение семи десятилетий,
несмотря на определённые успехи, оказался в целом недостаточно эффективен.
Из-за более низкой производитель ...