Численность – 8459 человек.Язык –финно-угорская группа урало-юкагирской семьи языков.Расселение – Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области.
Живут на Оби и ее левых притоках (с. Сосьва, Конда), ближайшие родственники хантов и венгров.
Этноним манси – "человек" – самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит – сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя манси махум – манси народ. С хантами их объединяет общее название – обские угры ( в отличие от венгров – дунайских угров). Устаревшее название вогулы происходит, по одной версии, от названия одного из приуральских племен вокыл (хант. выкли), по другой – от коми-зырянского вагол – иноплеменнец, дикий, невежественный.
В 1989 г. мансийский язык считали родным 62,7% . Мансийская письменность с 1931 г. – на основе латинского, с 1937 г. – на основе русского алфавита, литературный язык основан на сосьвинском диалекте.
Выделяются несколько этнографических групп: северная с сосьвинским, верхнелозьвинским и с тавдинским диалектами, восточная с кондинским диалектом и западная с пелымским, вагильским, среднелозьвинским и нижнелозьвинским диалектами. Язык и традиционная культура в настоящее время сохраняются у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) манси.
Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся во втором-первом тысячелетии до н.э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.
Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но с появлением в тех местах коми и русских, в XI-XIV вв. переселились в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI в. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI в. русская колонизация усилилась и уже в конце XVII в. численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно переселились на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII в. формально были обращены в христианство. В становлении и развитии этноса большую роль играли контакты с различными народами. В частности, прослеживаются параллели с культурами хантов (особенно северных), ненцев, коми, татар, русских, башкир и др.
Традиционная культура носит типично таежный облик, хозяйство комплексное. Основными занятиями были охота и рыболовство, частично оленеводство. На Оби и в низовьях Северной Сосьвы преобладающим занятием было рыболовство. Жители верховьев рек занимались преимущественно охотой, некоторые выезжали на Обь для сезонной рыбной ловли. Охота была пушная и мясная. Пушная охота (белка, соболь) носила товарный характер. На Конде добывали бобров, оленей, лосей, боровую и водоплавающую дичь. Помимо ружей, которые появились в XVIII в., использовали луки и стрелы. Стрелы имели длину около 50 см, древко было утолщенное к верхнему концу, на нижнем конце имелась развилка для тетивы, выше прикрепляли три пера из крыльев и хвоста орла или ястреба. Железный наконечник вклеивали в древко серой и обматывали ниткой. Наконечники делали нескольких конструкций: развилкой – на уток, копьем – на медведя и выдру, узкий копьеобразный – на птиц, с неглубокой развилкой и в виде ножа – на лося, с зубцами – на рыбу. Для охоты на белку использовали тупой наконечник, не портящий шкурку. Применяли самострелы, разнообразные капканы и ловушки, на просеках натягивали сети-перевесы, в которых запутывались птичьи стаи. На путях миграции животных ставили длинную, до нескольких километров изгородь в две жерди. В изгороди оставляли проходы, иам и настораживали луки-самострелы с большими стрелами и железными наконечниками в виде ножей. Чтобы отбить запах человека, лук натирали пихтовыми ветками. Лось задевал насторожку, стрелы спускались и зверь становился добычей охотников. В проходах делали также "подрези" – настороженные балансирующие жерди с ножеобразным острием, ранившие животных при проходе.
Совершенствование технологии термогидродинамической визуализации трещин в нефтеносных гранитах
На месторождении Белый Тигр (СРВ) широкое
распространение получил эксплуатационный каротаж, при котором по стволу
работающей скважины измеряются давление и темпсратура [1]. На фактических
температурных профилях, снятых в скважинах фундамен ...
Ущелье Ала-Арча в Кыргызстане
Рекреационная освоение лесов с каждым
десятилетием приобретает всё большие и большие масштабы, "рекреационный
бум" охватил многие страны мира. Растущая урбанизация, интенсификации
труда, все чаще повторяющиеся стрессовые ситуации ...