Pax Britannica (1846-1914).
Большинство историков датирует появление по-настоящему глобальной экономики сороковыми годами XIX в., когда железные дороги и пароходы снизили транспортные издержки настолько, что крупномасштабные поставки основной части товаров на дальние расстояния стали возможны и экономически оправданы. Первая глобальная интеграция выросла из промышленной революции, в результате которой была создана первая в истории фабрично-заводская индустрия. Превращение Англии в "мастерскую мира" привело к коренному изменению ее внешнеторговой политики. Индустриализация настолько укрепила английскую экономику, что система покровительственных пошлин потеряла значение. По уровню промышленного развития Англия значительно превосходила другие государства и не нуждалась в защите от их конкуренции. С ростом финансовых ресурсов потребность в таможенных тарифах отпала. Начиная с 1846г. Великобритания отказалась от политики протекционизма - началась эпоха "свободной торговли". По принципу ”взаимного
благоприятствования” в 60-х годах XIX века. Англия заключила двусторонние договоры с Францией, Бельгией, Италией, Австрией, Швецией, Таможенным союзом германских государств. Ко второй половине XIX в. была создана необходимая для глобальной экономики транспортная, информационная и финансовая инфраструктура. С 1838г. пароходное сообщение между Европой и Америкой стало регулярным. В 40-50-е годы началось строительство больших океанских пароходов. В 1869г. был открыт Суэцкий канал. Уже в 1866г. можно было отправить за рубеж телеграмму. С середины XIX в. и до начала первой мировой войны в сфере международных экономических отношений преобладал мировой порядок, основанный на валютно-финансовых соглашениях, базирующихся на так называемом "золотом стандарте". В середине прошлого века Великобритания экспортировала более 1/3 производимых ею продуктов.
На основе этих процессов бурно развивалась система международного разделения труда. Эта система повсеместно вторгалось в старый хозяйственный уклад, вытесняла и реформировала его. Во многих странах создавались новые отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей Земного шара. Эти отрасли вырабатывали продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. В этот процесс были вовлечены не только страны европейского континента, такие как Франция, Германия, Россия и др., но и страны всех других континентов. Интересно, что именно в это время вводится обязательная маркировка товаров, широко известная и в наше время : "Сделано в .".
В последней четверти XIX в. наряду с вывозом товаров большое значение приобрела новая форма международных экономических связей - вывоз капитала. Суть этого процесса состоит в том, что фирмы одних, в первую очередь наиболее развитых стран, вкладывают свои средства в строительство в других странах промышленных предприятий, дорог, каналов, средств связи и тд. Переливы капитала из страны в страну превратились в один из главных факторов развития мирового хозяйства. Британия ежегодно вкладывала до 40% своих сбережений в зарубежных странах. В последней трети XIX века национальный доход Англии вырос в три раза, а доходы от вложений за рубежом в 9 раз. Аналогичный процесс наблюдался во Франции. Вывоз капитала в значительной степени превышал экспорт товаров. Из-за большей прибыльности заграничных инвестиций и ценных бумаг, во Франции 1870-1914 годов темпы вывоза капитала значительно превышали темпы роста промышленного производства: если за этот период объём промышленного производства увеличился в 3 раза, то экспорт капитала в 6 раз. К началу Первой мировой войны объём вывезенного за рубеж капитала в 1,6 раз превышал общую сумму вложений в промышленность Франции.
С 90-х годов XIX века началась эпоха интенсивного прилива иностранного капитала в экономику России. Перед первой мировой войной около трети акционерного капитала в России принадлежало иностранцам. В российских коммерческих банках доля иностранного капитала составляла 30% - 40%. Благодаря деятельности международных фирм Россия стала частью системы международного разделения труда. "Зингер" производил в России швейные машины, равно как и в Канаде, Шотландии и Австрии, "Сименс" и "Эрикссон" - телефонные аппараты, работали металлические заводы Гужона и Бромлея и т.д. На французские деньги были построены Транссибирская железнодорожная магистраль, питерский, киевский, одесский трамваи и т.п.
Территориальная концентрация науки в Российской Федерации
Данная
тема курсовой работы была выбрана мною не случайно. Российский научный комплекс
является одним из крупнейших в мире. Он есть звено в единой цепи науки, как
института, призванного служить на благо человечества и во имя его развития. ...
Страны Персидского залива
Страны Персидского
залива находятся в зарубежной Азии, они расположены на стыке трех частей света
и располагаются от Черного моря до Индийского океана. К этим странам относятся
Кувейт, в чьих недрах таятся миллиарды тонн нефти и гд ...