Свыше 90% производства сосредоточено в долине Катманду. При этом многие весьма значительные фабрики не зарегистрированы в качестве таковых: будучи распололожены не в отдельных зданиях, а в подвалах домов, они считаются лишь ремесленными мастерскими. В ковровом производстве, по официальным данным, трудятся 55 — 65 тыс. чел., но реальная численность занятых как минимум вдвое больше (оценки варьируют от 100 до 300 тыс.). Основная масса работников - это не жители долины Катманду, а мигранты (преимущественно из горных деревень Северного Непала). Ковроткачеством занимаются женщины и (нелегально) дети. На рабочем месте, часто в подвальных помещениях с плохой вентиляцией они проводят 12, а то и 14 часов. Порой они там же и ночуют.
Исторически промышленность в Непале начала развиваться не в столице, не в центральной части страны, а на южной окраине, у границы с Индией. Предприятия создавались индийскими предпринимателями в пограничных городах, в нескольких километрах от которых проходили индийские железные дороги. Сырье было местным (лес, джут, сахарный тростник). Лишь после строительства шоссейных дорог, связавших столицу с другими районами, стали создаваться промышленные предприятия в Катманду. Столичные функции благоприятствовали превращению Катманду и в крупнейший промышленный центр страны.
Южнее Катманду сформировался еще один промышленный центр - Хе-тауда. Он расположен к югу от столицы, на шоссе Катманду - Биргандж, у южной оконечности канатной дороги, ведущей в Катманду. Положение у станции канатной дороги способствовало возникновению там деревообрабатывающих фабрик (работают на местном лесном сырье), цементного, стекольного, мыловаренного, пивоваренного заводов, текстильной и табачной фабрик.
Транспорт. Транспортная инфраструктура - самое слабое звено в хозяйстве Ненала. До середины XX в. в Непале не было ни единой автодороги, которая бы связывала тераи и столицу страны. Лишь в 1956 г. Катманду был соединен шоссейной дорогой "Триб-хуван раджпатх" с южными районами страны и с Индией. В 60-е и 70-е годы были построены автомобильные шоссе из Катманду на север к Кодари, у границы с Китаем ("Арнико-раджмарг"), на запад - к городу Покхара ("Притх-ви раджмарг"), а оттуда на юг - в Су-наули (Западные тераи).
Большинство дорог Непала следует с севера на юг вдоль речных долин. Отсутствие широтных дорог отрицательно сказывалось на хозяйственных связях с западом страны, куда добраться можно было лишь кружным путем -через территорию Индии. Поэтому такую важную роль должна сыграть широтная магистраль Восток - Запад, названная "Махендра раджпатх" длиной свыше 1100 км. Прокладка ее западного участка близится к завершению.
Железнодорожный транспорт не играет сколько-нибудь существенной роли. В тераях имеются две небольших узкоколейки. Зато исключительно важна канатная грузовая дорога между Хе-таудой и Катманду через хребет Ма-хабхарат. Она ускоряет доставку грузов в столицу, так как шоссейная дорога "Трибхуван раджиатх" петляет по крутым склонам, что вдвое удлиняет путь.
В такой континентальной и гористой стране, как Непал, крайне важную роль играет авиационный транспорт. Международный аэропорт Катманду связывает Непал с почти двумя десятками аэропортов мира. Национальная авиакомпания "Ройял Непал Эрлайнз" обслуживает как международные, так и внутренние линии. В последнее время появилось и несколько частных авиакомпаний. Аэродромы имеются в 44 округах Непала. Не имея выхода к морю, Непал вынужден пользоваться причалами в индийских портах Калькутта и Хальдия (в соответствии с договором о торговле и транзите). От Калькутты до индийско-непальской границы у Бират-нагара 1150 км по железной дороге. Транзит грузов через Индию занимает от 3 до 8 дней. В 1997 г. заключен важный договор с Бангладеш о пользовании услугами его морского порта.
Природные ресурсы как экономический фактор
Природные ресурсы являются самым древним
производственным фактором. Этот ресурс дан нам природой «землёй-матерью»
(отсюда сокращенное название этого фактора - «земля»).
...
Картографический метод исследования
Высокий уровень развития современной картографии ведет к
постоянному расширению ее интересов. Продолжая совершенствовать методику и
технику картографирования, разрабатывая новые типы карт, картографы ставят и
решают новые проблемы. Одна та ...