Большие проблемы с износом основного фонда стоят перед трубопроводным транспортом. В России свыше 10% трубопроводов были проложены 35 лет тому назад, а 70% имеют более чем десятилетний стаж. Только в одной газовой отрасли подлежат реконструкции и замене около 35 тыс. км из 160 тыс. км эксплуатируемых газопроводов. В структуре газопроводов по возрасту — 85% находятся в эксплуатации от 10 до 30 пет, 14% – эксплуатируются более 30 лет.
С не менее важными проблемами сталкивается Россия и в области поддержания экспортного потенциала ТЭК. Территориальная и функциональная разобщенность отдельных частей ТЭК в результате распада Советского Союза создали для России значительные трудности, особенно с транспортировкой экспортных грузов. Контроль над магистральными экспортными трубопроводами и терминалами начали осуществлять, помимо России, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Грузия. В России остались только три из восьми морских комплексов для экспорта нефти. Спустя восемь лет после распада СССР Россия все еще остро ощущает недостаток экспортных портов, складского хозяйства, танкерного флота, оборудованных пограничных переходов и т.д. Сохраняется непредсказуемость транзитных поставок российской нефти и газа через территорию Украины, Прибалтики, а также Чечни. Все это серьезно осложняет обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и функционирование ее экспортного потенциала.
Кризисное состояние российского ТЭК, недостаток возможностей его модернизировать и развивать являются прямым следствием кризиса инвестиционной политики, низкого уровня платежеспособного спроса предприятий на инвестиции, неблагоприятного инвестиционного климата в стране.
ТЭК всегда был наиболее капиталоемкой сферой народного хозяйства. Накануне распада СССР комплекс поглощал до 40% всех инвестиций, выделявшихся централизованно на промышленное развитие страны. В настоящее время ТЭК продолжает лидировать по объему привлекаемых инвестиций. В 1998 г. на его долю пришлось 25,2% капитальных вложений в экономику России за счет всех источников финансирования.
При переходе народного хозяйства на рельсы рыночной экономики инвестиционные потребности ТЭК отнюдь не уменьшились. Это обусловлено рядом новых требовании, предъявляемых к комплексу, в частности ростом затрат на экологическую защиту, модернизацию, социальные нужды. Резко возрастают удельные капиталовложения в связи с безальтернативным переносом центров добычи в труднодоступные, неосвоенные и неблагоприятные для здоровья регионы, в том числе в районы шельфов Крайнего Севера с исключительно высокими единовременными затратами.
В условиях кризиса российский ТЭК стал сталкиваться с острой недостаточностью инвестиционного обеспечения, причем не только для увеличения, но доже просто для сохранения существующего, весьма низкого по сравнению с прошлым, уровня производства.
По сравнению с 1991 г. объем капиталовложений в ТЭК России в целом сократился в 1998 г. в сопоставимых ценах более чем в 3 раза. Из-за дефицита капиталовложений нарушаются нормальные воспроизводственные процессы – от подготовки сырьевой базы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. В связи с этим технический уровень и физическое состояние большинства предприятий ТЭК все больше перестают отвечать современному уровню и требованиям техники безопасности. Общее сокращение инвестиций происходит на фоне резкого падения доли наиболее важного в прошлом источника — государственного финансирования. Так, удельный вес государственных централизованных капитальных вложений в отрасли комплекса, составлявший в 1988 г. 74,3% их общего объема, снизился к 1993 г. до 15%, в 1996 г. — до 0,14% и в 1997 г. – до 0,7%. В 1998 г. лимит государственных централизованных капитальных вложений по федеральной целевой программе «Топливо и энергия» был установлен на уровне 154 млн. руб. при потребности по программе 36.485 млн. руб., а по федеральной целевой программе «Газификация России» — 20 млн. руб. при потребности в 7021 млн. ру6.
Осуществляемая экономическая реформа исходила из замены бюджетного финансирования капитальных вложений заемными и собственными средствами предприятий. Однако претворение этой политики в жизнь натолкнулось на многие трудности. В результате ТЭК остается и без государственных капиталовложений, и без достаточных инвестиций, осуществляемых за счет предприятий. Здесь сыграли свою роль низкая рентабельность большинства предприятий ТЭК при действующих ценах на энергоресурсы, падение платежеспособного спроса, огромные по масштабам, как уже отмечалось, неплатежи потребителей, высокий и все увеличивающийся уровень налогообложения, запоздалое решение проблем амортизационных отчислений в связи с переоценкой основных фондов, огромный рост транспортных издержек, а также падение экспортных цен на нефтегазовую продукцию ТЭК в 1998 г. Высокие проценты по привлекаемым заемным средствам сделали невыгодным использование кредитов на уровне предприятий.
Катастрофическая архитектоника Земли
"Посвящаю памяти моей незабвенной жены
- Пащенко Валентины Григорьевны"
Петро Пащенко
В конце ХХ века, благодаря успехам
космических исследований мы заново открыли мир планет Солнечной системы и их
спутников. Любопытному в ...
Россия. 21 век. Начало строительства (инфраструктурный комплекс как фактор организации экономического пространства России)
Ситуацию, в
которой оказалась Россия в начале XXI века, экономисты, политологи и прочие специалисты, имеющие отношение к
формированию общественного мнения, чаще всего характеризуют как время
крайностей, полярных мнений, смерте ...