Будучи в течение 300 лет испанской колонией, Мексика являлась для Испании дешевым источником сырья и рынком сбыта товаров. Такая политика обогатила очень небольшую по численности мексиканскую элиту, состоявшую из испанцев и креолов (мексиканцев испанского происхождения), но препятствовала экономическому развитию. Экономика базировалась в основном на выращивании кукурузы, бобовых, чилийского красного перца и разведении крупного рогатого скота для внутреннего потребления, на добыче серебра и другого минерального сырья, а также выращивании табака на экспорт. Она в сильной степени зависела от использования труда местного населения, состоявшего в основном из индейцев (позже метисов). Войны за независимость (1810-1821) и последовавшая за ними нестабильность разорили страну и затормозили инвестиционный процесс. В конце 19 в. диктатор Порфирио Диас (правил в 1876-1910) использовал расточительные финансовые стимулы, чтобы привлечь иностранных инвесторов, которые приступили к освоению месторождений нефти Мексики и построили железные дороги, шоссе, портовые сооружения, телеграфные линии и системы линий электропередач. Это вызвало бурное экономическое развитие и рост среднего класса, который возмущался предоставлением иностранцам более благоприятных условий. Поскольку объем производства кофе, хлопка, сахарного тростника и мексиканской пеньки возрастал за счет сокращения натурального сельского хозяйства, большинство крестьян пострадали, так как земли, принадлежавшие их общине, так называемые "эхидос", были заняты частными землевладельцами, и они были вынуждены работать на плантациях, которые специализировались на выращивании экспортных культур, или все вместе покидать землю. Движение за возвращение земли крестьянам и против экономического господства иностранцев привело к вспышке революции 1910, которая свергла Диаса. Новое правительство предприняло активные действия по "мексиканизации" экономики. В 1930-е годы президент Ласаро Карденас национализировал железные дороги страны, экспроприировал 17 иностранных компаний, которые контролировали нефтяную промышленность, и осуществил крупную земельную реформу. Во время Второй мировой войны правительство приступило к созданию отечественной промышленности для замены импорта (ICI) - эта концепция широко распространилась по всему западному полушарию в результате Великой Депрессии. Эта стратегия строилась на создании протекционистских барьеров для поощрения "зарождающихся отечественных отраслей промышленности", которые бы смогли производить товары, которые ранее покупались за границей. К другим стимулам развития предпринимательства относились налоговые льготы, займы с низкими процентами, дешевая электроэнергия, послушное профсоюзное движение и строительство обширной сети шоссейных и железных дорог, аэропортов и сооружений связи. Такая политика правительства вызвала "экономическое чудо", которое проявилось в высоких темпах экономического роста. Ситуация в экономике Мексики в начале 1970-х годов стала улучшаться благодаря открытию "Петролеос мехиканос" ("Пемекс"), государственной нефтяной компанией, крупных нефтяных месторождений в Табаско, Чьяпас и в заливе Кампече, однако вскоре оказалась неспособной обслуживать огромный внешний долг, когда цены на нефть начали падать в период экономического спада 1981-1982. Экстренные займы, предоставленные США и международными финансовыми организациями, сопровождавшиеся резким обесцениванием песо и политикой строгой экономии, спасли страну от банкротства. Убедившись, что проведение политики поощрения отечественного производства с целью замещения импорта будет сдерживать развитие страны, президент Мигель де ла Мадрид Уртадо (1982-1988) приступил к реформе, направленной на устранение протекционистских барьеров. Де ла Мадрид и Салинас стремились получить иностранные займы, привлечь современные технологии, поощрять вненефтяной экспорт и бороться с инфляцией, а также содействовали членству Мексики в ГАТТ. В 1988 заключение соглашения о свободной торговле между США и Канадой побудило Салинаса выработать аналогичное соглашение, которое бы включило Мексику. Переговоры, длившиеся более года, привели к созданию Северо-Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА), которое было утверждено Конгрессом США в ноябре 1993 и позволило распространить условия свободной торговли не только на промышленные, но также и на сельскохозяйственные товары; бытовые, транспортные, банковские и инвестиционные услуги; и такие виды интеллектуальной собственности, как авторские права, торговые марки и программное обеспечение для компьютеров. Три государства договорились также о проведении в жизнь законов об окружающей среде и труде, в т.ч. законы об охране детства, минимальной зарплате и безопасности труда на рабочих местах. НАФТА вступило в действие с 1 января 1994. Еще до вступления в должность 1 декабря 1994 будущий президент Эрнесто Седильо Понсе де Леон обещал "обеспечить защиту" мелкого бизнеса, компаний средних размеров и крестьян, которые не могли конкурировать с более эффективно работающими корпорациями США и Канады. Еще до того, как новый президент приступил к исполнению своих обещаний, он столкнулся с ситуацией экономического спада. Раздутый торговый дефицит, огромный внешний долг и увеличение денежной массы привели к обесцениванию песо. В конце декабря 1994 Седильо обнародовал планы по ограничению роста зарплат, урезанию государственных расходов и расширению участия частного капитала в экономике Мексики. Президент Клинтон разработал в начале 1995 программу выхода из кризиса; тем не менее ВВП в течение этого года стремительно сократился на 6,2% на фоне роста цен на 52%. Жесткая политика Седильо улучшила состояние экономики в конце 1996, заложив основу для ее роста в 1997 (прирост 4,8%) и 1998 (4,5%). Период оздоровления мексиканской экономики продолжался недолго, и вскоре цены на нефть начали падать. Хотя нефть и нефтепродукты составили в 1998 только 12% экспортной выручки, ими подпитывалась 1/3 федерального бюджета. Дефицит в поступлениях вынудил министра финансов урезать государственные расходы трижды в течение года и существенно сократить бюджет 1999. Более оптимистически настроенная НАФТА поощряла расширение торговли по всему континенту. Двусторонняя торговля Мексики с ее партнерами выросла на 67% в период между 1993 (91 млрд. долл.) и 1996 (152 млрд. долл.), хотя в конце 1990-х годов дефицит платежного баланса стал увеличиваться. Несмотря на критику со стороны озлобленных националистов, Седильо продолжал осуществлять приватизацию, сосредоточив внимание на объектах телекоммуникаций, железных дорогах, портах, электростанциях и нефтехимических заводах. Национальный доход.
США современный уровень социально-экономического развития. Характеристика современного состояния, анализ причин, перспективы развития
Современные
США представляют собой достаточно интересный объект исследований для
экономистов всего мира. Страна, сумевшая за сравнительно небольшой промежуток
времени стать мировым экономическим лидером, не может не вызывать интерес.
...
Демография Эфиопии
Современная Эфиопия —
слаборазвитое государство в северо-восточной Африке. Граничит на Западе с
Суданом, на юге- с Кенией, на юго-востоке — с Сомали, на востоке — с Сомали и
Джибути, на северо-востоке с Эритреей. Площадь – 1,1 млн. км² ...