Но так или иначе, сегодня можно говорить о том, что перевозки по Транссибирской магистрали вполне конкурентны как морским способам доставки грузов из Азии в Европу: путь по морю занимает около 35 суток (вместе со всеми перевалками и таможенным оформлением), а по континенту - около 20 суток (из этого времени российская часть составляет около 15-16 суток), так и Трансазиатскому железнодорожному коридору. В регионах, по которым проходит ТАЖД политическая ситуация достаточно нестабильная, введенные в начале эксплуатации линии демпинговые тарифные ставки неизбежно стали повышаться, затраты на модернизацию существующих путей, капиталовложения в прокладывание новых железнодорожных веток весьма велики ввиду сложного рельефа и местных условий (в том числе, и подготовки кадров).
По мнению специалистов министерства путей сообщения, наиболее опасным, с точки зрения экономической конкуренции, будет новый выход китайских железных дорог к границам СНГ в районе киргизского Иркештама (этот путь - от китайского побережья Тихого океана до Роттердама - будет короче морского пути (через Суэцкий канал) - на 8 000 км).
Наибольший интерес к контейнерным перевозкам по Транссибу проявляют японские предприниматели, а правительство Японии даже выражает намерение принять участие в совместных инвестициях в железнодорожную инфраструктуру России.
Более того. Со сменой политического руководства России появилась надежда, что строительства реального трансконтинентального моста – дело ближайшего будущего:
«Россия работает над проектом железнодорожной магистрали, которая поможет связать Европу с Азией. Через пять лет может быть открыто движение пассажирских и товарных поездов от Амстердама через Берлин в Токио.
Речь идет о новой стратегически важной транспортной артерии, которая соединит Европу и азиатскую часть Дальнего Востока скоростным и одновременно дешевым видом транспорта. По мнению министра путей сообщения России Н. Аксененко, прямой выход магистрали на Японию - задача уже самого ближайшего будущего. Старт строительства намечен уже на этот год, когда будет вынута первая лопата грунта в строительстве туннеля от острова Сахалин. Затем начнется встречное движение к Сахалину с японской стороны.
«Японцы ждут, что начнем мы. Они тогда быстро пойдут нам навстречу», - сказал министр. Далее Аксененко подчеркнул, что проект имеет значение не только для Европы, но и для Японии, поскольку его реализация улучшит доступ к месторождениям полезных ископаемых в России. По туннелю должны ходить не только поезда. По нему будут проложены также газо- и нефтетрубопроводы. «Государственное финансирование сахалинского туннеля обеспечено, - обратил внимание министр. - Не исключено, что в проекте примут участие частные инвесторы. Туннели для российских железных дорог стратегически важное связующее звено, позволяющее России предложить кратчайший, удобный и самый быстрый транзитный путь из Европы в Азию. Россия должна стать новой перевалочной базой между Европой и Азией». Мысленно Н. Аксененко уже представляет себе современный вариант «шелкового пути». «Это очень важно, - сказал он, - и для Европы, и для Востока. Мы предлагаем исключительные гарантии сохранности грузов при транспортировке, гарантируем сроки доставки грузов, и все это будет значительно быстрее, надежнее, чем на морском транспорте, поскольку у нас нет ни тайфунов, ни пиратов». Министр транспорта России убежден, что Транссибирская железнодорожная магистраль и в целом доставка грузов по российским железным дорогам на дальние расстояния осуществляется значительно лучше, чем об этом принято говорить. Например, в прошлом году на всех участках российской железной дороги пропали товары всего на общую сумму в 170 тыс. DM. Кроме того, за весь 2000 год в грузовом сообщении было зарегистрировано только пять небольших аварий.
«У нас, на Транссибе, установлена автоматизированная система управления движением, которой еще нет в Германии», - сказал министр. Далее он продолжил, что на этой магистрали за грузами можно осуществлять компьютерный контроль на всем ее протяжении, вплоть до Владивостока. К тому же, на каждом грузовом контейнере установлена электронная система защиты от воровства. И, само собой разумеется, что железная дорога работает точно по графику даже при морозах минус 60 градусов по Цельсию. «Могут ли этим похвастаться Германия, США или Франция, - подчеркнул министр. - Конечно, одной России не осилить весь грузовой поток. Но мы постараемся взять на себя шестую часть общего грузопотока между Европой и Азией. Эту стратегическую цель преследует также и сотрудничество с концерном «Сименс». Н. Аксененко хочет сегодня подписать с концерном рамочное соглашение, общая стоимость которого составляет «несколько сотен миллионов долларов». При этом идет речь об автоматизированных системах, коммуникационной сети министерства транспорта России, строительстве пассажирских вагонов, электровозов и моторных вагонов» [14].
Мониторинг и прогнозирование геофизических процессов
Наша
планета Земля по составу, состоянию слагающего вещества, физическим свойствам и
протекающим в ней процессам неоднородна. Вообще, неоднородность - это главное
свойство и движущая сила всей Вселенной, в том числе и нашей планеты.
В
...
Роль транспорта в организации экономического пространства России
Россия - это, прежде
всего, огромное пространство, требующее наличия достаточного количества
транспортных коммуникаций, чтобы связывать это пространство, не давать ему
превращаться в некую аморфную массу, лишенную динамики существования.
...