При всем уважении к нормам международного права, Россия должна исходить из принципа секторального разделения Арктики, включив его как в текст закона «Об арктической зоне Российской Федерации», так и в иные нормативно–правовые акты. Закрепление российского суверенитета над полярным сектором в границах 1926 г. должно происходить не только в рамках национального законодательства, но и на международном уровне. Тем более, что международное право содержит ряд механизмов, которые позволят и в этом контексте доказать право России на исторически сложившуюся ее арктическую зону.
Прежде всего, Конвенция 1982 г. не отменяет секторального принципа определения статуса территорий в Арктике. С другой стороны, она предусматривает 200–мильный отсчет континентального шельфа от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод лишь тогда, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Под подводной окраиной материка понимается находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства, состоящее из поверхности и недр шельфа. В данной ситуации Россия должна обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, и применить нормы конвенции, предусматривающие в данном случае выведение внешней границы континентального шельфа за 200–мильную зону. В подобном случае Конвенция устанавливает 350–мильный ограничитель. Затем России будет необходимо зарегистрировать в Организации Объединенных Наций и в Международном органе по морскому дну безусловную юрисдикцию России над своим арктическим сектором, права по его использованию и освоению.
Применив данную норму Конвенции, Россия может подтвердить за собой арктический сектор, аналогичный тому, который закреплен Постановлением 1926 г., когда на картах мира от границ нашей страны к Северному полюсу велись пунктирные линии, очерчивающие нашу арктическую зону. В конце концов, юридических оснований для того, чтобы стереть эти линии с мировой карты, нет.
(
www
.
ng
.
ru
)
В дополнение:
02.03.01. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на российские военно-дипломатические источники сообщило, что в рамках международной программы изучения Северного морского пути – Insrop - начинается поиск возможностей пересмотра статуса арктических проливов как внутренних вод России. По мнению администрации СМП, интернационализация арктических вод грозит стране существенным сокращением ледокольного флота.
Программа Insrop {International Northern Sea Route Programme) создана в 1993 году для изучения возможностей коммерческого использования Северного морского пути как альтернативы южного маршрута из Азии в Европу (через Суэцкий канал). В программе участвуют норвежский институт Ф. Нансена, японский Фонд морского судоходства (Japan's Ship and Ocean Foundation), российские Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ) и Арктический и Антарктический НИИ. Финансируется Insrop на паритетной основе японской и норвежской стороной. Россия участвует в программе своими научными разработками. Разработчики программы никогда ранее не поднимали вопрос о политическом статусе СМП.
По мнению участников Insrop, на севере морские владения России должны ограничиваться 12-мильной зоной территориальных вод. Как в Канаде, которая не имеет исключительных прав на арктические воды своего северного побережья. Как сообщил начальник администрации Северного морского пути Анатолий Горшковский, западные судоходные компании хотят участвовать в освоении северных нефтегазовых месторождений (более 35% мировых разведанных запасов). После «интернационализации» СМП они получат свободный доступ к портам Енисея и Обской губы. К освоению северных маршрутов судовладельцев подталкивают и долгосрочные прогнозы метеослужб: глобальное потепление через 15-20 лет увеличит в Арктике пространство «открытой воды» и упростит перевозки.
Реализация планов участников Insrop может обернуться катастрофой для российского ледокольного флота. По словам господина Горшковского, ледокольная проводка по Арктике одного судна среднего тоннажа (около 20 тыс. т) обходится владельцу в 100-120 тыс. USD.
При этом на содержание ледокольного флота России ежегодно нужно не менее 3 млн. USD. Потеря СМП «российского» статуса приведет к тому, что иностранные судовладельцы смогут пользоваться услугами собственных ледоколов.
Для сравнения: морской путь в Европу из Азии через СМП составляет 6600 км, через Суэцкий канал — 11 400 км.
Сан-Марино
Республика Сан-Марино -
самое маленькое и древнее независимое государство в мире. Территория страны
имеет форму неправильного четырёхугольника и занимает площадь в 60,57 кв.км.
Над холмистой местностью
возвышается суровый известковый ре ...
Россия. 21 век. Начало строительства (инфраструктурный комплекс как фактор организации экономического пространства России)
Ситуацию, в
которой оказалась Россия в начале XXI века, экономисты, политологи и прочие специалисты, имеющие отношение к
формированию общественного мнения, чаще всего характеризуют как время
крайностей, полярных мнений, смерте ...