Однако положения Конвенции не должны распространяться на арктический сектор России и других северных государств. Исторически сложилось, что арктическим сектором каждого из государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией — меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства.
Первопроходцем в юридическом закреплении за собой соответствующей части арктического сектора выступила Канада. В 1925 году в Канаде было принято дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой–либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства.
Практически в это же время Президиум ЦИК СССР своим Постановлением от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», установил, что территорией Союза ССР являются все земли и острова, как уже открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, расположенные в секторе, образующем треугольник между побережьем Советского Союза на Северном Ледовитом океане, Северным полюсом и меридианами: 32 градуса 4’35» восточной долготы и 168 градусов 49’30» западной долготы по Гринвичу (СЗ СССР, 1926, № 32, Ст. 203). Общая площадь полярных владений СССР составила 5,8 млн. кв. км.
Этим постановлением Советский Союз признал закрепленную Парижским договором от 9 февраля 1920 г. принадлежность островов архипелага Шпицберген Норвегии. Справедливости ради, следует отметить, что в Постановлении от 15 апреля 1926 году Шпицберген не упоминался, и речь шла о землях и островах, составляющих к моменту опубликования постановления признанные Правительством СССР территории каких–либо иностранных государств, находящиеся в Северном Ледовитом океане, лежащих между 32 градусами и 35 градусами восточной долготы. Однако, признавая суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, СССР специальной купчей грамотой закрепил за собой право на разработку нескольких участков Шпицбергена.
Права СССР в арктических районах, принадлежащих к ее территории, обеспечивались также рядом других законодательных актов, в частности, законом СССР о Государственной границе 1982 г., Указами Президиума Верховного Совета СССР «О континентальном шельфе Союза ССР» 1968 г Положения этих нормативно–правовых актов перешли и в российское законодательство о государственной границе и континентальном шельфе. В частности, в Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г.
Дания, Норвегия и США не принимали специальных актов по арктическим районам, прилегающим к их территории. Однако их законодательство о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется и на эти районы.
Подобное секторное разделение Арктики не вызвало в момент его проведения каких–либо возражений иных, неарктических, государств и было де–факто принято. Этого фактического признания было достаточно до тех пор, пока, как говорится, с развитием науки и техники, проблема разработки ресурсов Арктики из области фантастики и легендарных исследователей не перешла в практическую сферу.
В последнее время заметно активизировалась научно–исследовательская деятельность ряда стран в Арктике, в том числе и в пределах полярного сектора России. Так, по сообщениям уже цитировавшейся газеты «Коммерсантъ», «только в 1998 г. в сектор российских полярных владений совершено не менее десяти морских научных экспедиций США, Норвегии и Германии. В частности, в июле–августе немецкое научное судно Polarstern провело объемные исследования в море Лаптевых, недалеко от границ 200–мильной экономической зоны России. США продолжали начатую четыре года назад беспрецедентную программу изучения Арктики при помощи атомных подводных лодок, оснащенных новейшими системами для картографирования морского дна и донных отложений».
Учитывая принятие и присоединение России к Конвенции по морскому праву 1982 г., усиление интереса к российскому арктическому сектору иностранных государств, сегодня необходимо разработать новые правовые обоснования претензий Российской Федерации на свою арктическую зону.
Безусловно, в основе этого обоснования должны быть и фактическое закрепление, начиная с 1926 г. за СССР–Россией полярных владений, и вековой опыт освоения Россией земель в Северном Ледовитом океане. Однако изменившаяся международно–правовая ситуация делает только исторические ссылки недостаточными. Негоже, чтобы из–за бюрократической медлительности (достаточно вспомнить историю с ратификацией Конвенции 1982 г., когда Россия буквально вскочила на подножку уходящего поезда) Россия потеряла значительную часть своего континентального шельфа.
Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит ...
Роль транспорта в организации экономического пространства России
Россия - это, прежде
всего, огромное пространство, требующее наличия достаточного количества
транспортных коммуникаций, чтобы связывать это пространство, не давать ему
превращаться в некую аморфную массу, лишенную динамики существования.
...