«Производившийся в Баку керосин разливался в большие 20-пудовые деревянные бочки для отсылки в другие города. Своею тяжестью и неполным использованием объема трюмов бочки увеличивали стоимость перевозки на 25%».
Перевозить керосин и нефть наливом в деревянных судах было опасно в пожарном отношении, кроме того, «нефтяные продукты легко просачивались через корпус, чем портили воду и рыбные угодья».
Перевозка керосина наливом стала производиться на Волге с 1877 г. и нашла многих подражателей.
«Первый наливной пароход, выстроенный в 1877 г. в Швеции на судостроительном заводе Мотала, по собственному проекту и чертежам Л.Э. Нобеля, был назван именем “Зороастра”. “Зороастр” имел стальной корпус длиною в 184 фута (соответственно длине шлюзов Мариинской системы), шириною 27 футов и глубиною 9 футов, емкостью 15 тыс. пудов керосина; машина отапливалась нефтяными остатками (мазутом); ход – 10 узлов6» [7, с. 58]. Керосин заливался в восемь цилиндрических емкостей, мощность судовой машины составляла 290 л.с.7. Несколько позже стали заливать нефть или нефтепродукты прямо в корпуса судов. По сути, «Зороастр» был первым в мире нефтеналивным танкером в современном смысле этого слова. После 1878 г. в бакинском порту появились и другие нобелевские наливные суда: «Будда», «Магомет», «Маисей», «Спиноза», «Дарвин», «Линней», «Норденшильд» и пр. Благодаря наливной перевозке пуд керосина обходился потребителям в Нижнем Новгороде на 70–80 копеек дешевле. В Царицыне в 1877 г. пуд керосина стоил в среднем 1 р. 85 коп., в 1878 г. – 1 р. 15 коп., в 1879 г. – 75 коп., в 1882 г. цена упала до 50 коп., а позже понизилась до 15–25 коп. (не считая акциза). В 1882 г. флотилия нобелевских танкеров состояла из 13 судов, способных доставить в Астрахань до 10 млн пудов керосина за навигацию. Наливной способ перевозки позволил в короткое время обеспечить внутренние районы России керосином и нефтью. Для хранения нефтепродуктов Л.Э. Нобель первый устроил громадные железные резервуары при складах8 взамен невыгодных для хранения деревянных бочек. «Резервуары изготавливались из склепанного железа. Утечка керосина из них оказалась крайне незначительной, составляя в среднем от 0.3 до 0.5%. В 1879 г. были устроены первые одиннадцать резервуаров (общей емкостью в 850 тыс. пудов в Царицыне)» [7, с. 67]. В 1881 г. резервуарные парки были устроены в Москве, Туле и Харькове, в 1882 г. – в Бердичеве, Варшаве, Минске, Нижнем Новгороде и других городах.
Для расширения промысловой и заводской деятельности в мае 1879 г. было решено учредить новое предприятие с основным капиталом в 3.0 млн рублей. Основной капитал Товарищества был разделен на паи достоинством в 5000 рублей, с целью предотвратить спекуляцию с их бумагами на бирже, тем более что почти все количество выпущенных паев было сосредоточено в руках семьи Нобелей.
Учредительное собрание Товарищества в 1879 г. состояло из 10 человек, председателем правления Товарищества был избран Людвиг Нобель (табл. 1).
Таблица 1. Состав учредительного собрания Товарищества братьев Нобель и размеры их взносов
№№ пп |
Учредитель |
Сумма паевого взноса, тыс. руб. |
1. 2. 3. |
Л.Э. Нобель П.А. Бильдерлинг И.Я. Забельский |
1610 930 135 |
4. 5. 6. |
А.Э. Нобель Р.Э. Нобель А.А. Бильдерлинг |
115 100 50 |
7. 8. 9. 10. |
Ф.А. Блюмберг М.Я. Белямин А.С. Сундгрен Б.Ф. Вундерлих |
25 25 5 5 |
Всего |
3000 |
Для доставки керосина во внутренние губернии России необходимо было внедрить наливной транспорт нефтепродуктов на железных дорогах. Обращения Л.Э. Нобеля к железным дорогам обзавестись наливными вагонами остались тщетными. «Приготовив 100 вагонов-цистерн собственной конструкции, напоминавших облегченные паровые котлы с сухопарником, положенные на железные платформы, он поставил их на Грязе-Царицынскую ж.д. Убедившись в целесообразности выбранного типа, Л.Э. Нобель впоследствии довел количество вагонов до 1500, распределив их по всей сети ж. дорог» [7,.с. 67].
Центры нефтедобычи шельфов Северо-Запада Европы
Континентальный шельф Северо-Западной
Европы, включающий Северное, Норвежское, Ирландское моря и северо-восточную
Атлантику - регион с более чем тридцатилетней историей нефтедобычи. Наиболее
освоен шельф Северного моря, в пределах которого ...
Космические процессы и минералообразование
В кристаллах минералов, горных породах,
слоистых толщах осадков фиксируются и миллиарды лет сохраняются признаки,
характеризующие не только эволюцию самой Земли, но и ее взаимодействие с
космосом.
...