В 1879 г. 25 мая (6 июня по новому стилю) в России (г. Баку) была основана крупнейшая нефтепромышленная фирма «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» (Бранобель) с основным капиталом в 3.0 млн рублей. В качестве учредителей товарищества выступали трое братьев Нобелей – Людвиг, Роберт и Альфред Эммануиловичи и их друг, полковник гвардейской артиллерии (впоследствии генерал, барон) Петр Александрович Бильдерлинг (1844–1901)1.
Семья шведских техников и промышленников Нобелей (Nobel) известна в России с 1837 г., когда в Санкт-Петербург прибыл с образцами изобретенных им мин отец братьев Нобель – Эммануил Нобель (1801–1872) и основал здесь в 1846 г. завод по производству подводных мин. После Крымской войны Э. Нобель стал заниматься производством механизмов для военных судов, но лишившись казенных заказов, уехал в Швецию, оставив в России двух старших сыновей.
Роберт Гьельмар Нобель (1829–1896) занимался производством стрелкового оружия и в 1874 г. впервые побывал в Баку, где заинтересовался нефтяным делом и привлек к нему второго брата – Людвига.
Людвиг Нобель (1831–1888), конструктор станков, превратил купленный на Выборгской стороне небольшой механический завод в крупнейший машиностроительный завод «Людвиг Нобель» (ныне «Русский дизель», г. Санкт-Петербург)2. Совместно с братьями Робертом и Альфредом основал в 1879 г. в Баку нефтепромышленное предприятие «Бранобель».
Альфред Бернхард Нобель (1833–1896), учредитель Нобелевских премий, принес семье всемирную известность. В 1867 г. изобрел динамит, в 1888 г. – баллистит. Организатор и совладелец многих предприятий по производству взрывчатых веществ.
В семье Нобелей был еще четвертый брат – Эмиль (1843–1864), который погиб 3 сентября 1864 г. от взрыва при испытании нитроглицерина в лаборатории в Хеленеборге близ Стокгольма.
В 1875 г. в Баку со скромным капиталом вновь приехал Роберт Нобель, где купил у Тифлисского общества маленький керосиновый завод и несколько нефтеносных участков в Сабунчах за 25 тыс. рублей [1, с.368] .
«Первоначально Товарищество сосредоточило свою деятельность в селении Сабунчи, где при основании предприятия было приобретено всего за 15500 рублей 8 десятин 614 кв. саженей3 нефтеносных земель. Постепенно расширяя свой земельный фонд путем покупки и аренды нефтяных участков, Товарищество располагает в настоящее время (июль 1914 г. – Авт.) 1517 десятинами 2094 кв. саженями, занятых отчасти под эксплуатацией, отчасти для разного рода промысловых надобностей; при этом специально под разработкой для добычи нефти состояло 947 десятин» [2].
Первая буровая скважина была заложена Робертом Эммануиловичем Нобелем в апреле 1876 г. на участке № 52 Сабунчинской дачи, работы велись под его личным руководством.
Бурение первых двух скважин, заложенных Р.Э. Нобелем, производилось вручную открытым буром и бурильным, свободно падающим инструментом Фабиана с мантелем, – с промывкою водой. Станок, прикрепленный к небольшой бревенчатой вышке, был крайне примитивным, состоящий из балансира и лебедки; при этом применялся ручной насос. Такое устройство требовало большого количества рук для балансира и насоса. «И, действительно, работы производились в две смены по 24 человека в каждой: 16 рабочих на станке4, т.е. инструмент и балансир и 8 – на насосе» [4, с. 65].
Осенью 1876 г. в Баку переселился Людвиг Эммануилович Нобель, прекрасный инженер, хорошо знакомый с современной организацией промышленного производства. Он энергично принялся за переустройство нефтяного дела.
В 1877 г. Людвиг Нобель предложил бакинским заводчикам сообща устроить нефтепровод от промыслов до заводов, но получил отказ. Нефть с промыслов доставлялась на заводы гужем – на арбах, в особых кожаных мешках (бурдюках). Каждая арба перевозила до 25 пудов (1 пуд = 16.38 кг) нефти, что составляло один халвар (11–12 бурдюков). «Десять тысяч ароб5 занимались доставкой нефти на заводы, и непрерывной лентой тянулись по отвратительным дорогам с промыслов на заводы. При сильном ветре или дожде, аробщики отказывались выезжать, и заводы должны были оставаться без нефти. Плата за перевозку стояла высокая; доставка одного пуда нефти обходилась в 5 и даже 8 копеек. О нефтепроводах никто не думал» [6, с. 28].
В 1878 г. братьями Нобель был построен первый в России нефтепровод с паровым насосом из Балаханов в Черный город длиной 9 км, диаметром в три дюйма (3"), производительностью в 80 тыс. пудов в сутки (»1300 т в сутки). К концу 1878 г. примеру Нобелей последовали еще три фирмы: И.М. Мирзоева, Г.М. Лианозова и Каспийское товарищество. Кроме Балаханов, подобные же нефтепроводы стали вскоре устраиваться и другими нефтепромышленниками на соседних Сабунчинской и Раманинской площадях. В 1893 г. здесь уже имелось 26 трубопроводов длиной от 7 до 14 верст, общим протяжением в 262 версты, из них 20 служили для перекачки нефти с промыслов на заводы, а шесть доставляли морскую воду на промыслы для паровых котлов.
Картографический метод исследования
Высокий уровень развития современной картографии ведет к
постоянному расширению ее интересов. Продолжая совершенствовать методику и
технику картографирования, разрабатывая новые типы карт, картографы ставят и
решают новые проблемы. Одна та ...
Экономический и природно-ресурсный потенциал Японии
Современная Япония - высокоразвитое в промышленном и научно-техническом отношении государство, один из трех мировых центров империалистического соперничества. Особенности экономического развития этой страны, ее достижения в передовых отраслях научно- ...