Сейчас в науке о русловых процессах конкурируют представления о нескольких основных руслоформирующих факторах; два из них: транспортирующая способность потока [1] и отношение максимума руслоформирующего расхода к отметке поймы [2, 3]. Целесообразно взять лучшее из объяснений руслоформирования обоих этих руслоформирующих факторов.
При рассмотрении каждого из этих руслоформирующих факторов именно этим фактором объясняются фактически одни и те же типы русловых процессов (одни и –те же типы располагаются по каждой из этих руслоформирующих осей). Некоторые типы располагаются на этих отдельных осях удачно, некоторые – нет. Какие типы русловых процессов не объясняются только лишь одним руслоформирующим фактором? Во-первых, изменение транспортирующей способности или расхода наносов не приводит к разработке пойменных проток и образованию пойменной многорукавности; другая причина, а именно – превышение отметки руслоформирующего расхода над уровнем поймы, приводит к разработке пойменных проток. С другой стороны, во-вторых, русловая многорукавность не объясняется относительным положением максимума руслоформирующего расхода и “линии осерёдков”, а логично объясняется перегрузкой русла наносами.
Противоречие заключается в разных определяющих факторах, выделяемых для одних и тех же типов русловых процессов.
В то же время у каждого из этих руслоформирующих факторов есть свои преимущества. Представляется целесообразным объединить, то есть рассмотреть совместно два эти руслоформирующих фактора. Для этого расположим все типы руслового процесса не на одну ось, или все на другую, а сразу на две оси. Получаем двумерную таблицу. По горизонтали отложена степень затопления поймы, по вертикали – относительная транспортирующая способность потока (рис. 1).
Рис. 1. Типы руслового процесса широкопойменных рек, представленные в виде таблицы по определяющим руслоформирующим факторам.
Таким образом, в равнинных широкопойменных реках можно выделить два фактора руслоформирования, каждый из которых является независимым и по-своему определяет тип руслового процесса. Первый из них – относительная транспортирующая способность потока – увеличивается при переходе по такой цепочке типов руслового процесса: русловая многорукавность, ленточногрядовый тип, побочневый процесс, ограниченное меандрирование, свободное меандрирование. Второй фактор руслоформирования: отношение руслоформирующего уровня к отметке поймы. При руслоформирующем уровне, меньшем, чем отметка поймы, имеем ту цепочку типов руслового процессов, которая перечислена выше (в неразветвлённом русле), а при пике большем, чем отметка поймы, имеем те же типы руслового процесса, только в разветвлённом русле.
Стоит обратить внимание, что именно в таком порядке, как в первом столбце, происходит смена этих типов руслового процесса как в классификации Н.Е. Кондратьева и И.В. Попова, так и в классификации Б.Ф. Снищенко [1]. Противоречие в порядке типов между этими классификациями происходит в случае введения в них разветвлённых русел.
Второй столбец начинается типом, который соответствует сочетанию пойменной и русловой многорукавности. По транспортирующей способности он соответствует русловой многорукавности (так же перегружен наносами), а по условиям образования проток соответствует пойменной многорукавности. Такой тип руслового процесса наблюдается на реке Амур у города Хабаровск и противоречит обеим типизациям, в которых русловая многорукавность и пойменная многорукавность разнесены на разные концы классификации.
Демографическая проблема в мире
В современную эпоху стремительный рост народонаселения
оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на
между-народные отношения в целом.
В современном мире
существует огромное количество проблем, таких как п ...
Формирования и перспективы развития Тимано-Печорского ТПК
Тимано-Печорский ТПК - один
из крупнейших территориально-производственных комплексов России. Изучение
его проблем, истории, особенностей является актуальнейшей задачей
сегодняшнего дня. Нам необходимо изучить все асп ...