Из района в значительных объемах вывозятся: железная руда (35% от общего вывоза), главным образом, на уральские металлургические предприятия и в Центральный экономический район, как для потребностей черной металлургии, так и на экспорт через передаточные пункты (Брянская область) на границе России с Украиной; черные металлы (22,5%) преимущественно в Центральный и Северо-Кавказский районы с преобладанием поставок на экспорт. Кроме того, из Центрально-Черноземного района вывозятся минерально-строительные материалы (19,5%), главным образом, в Центральный район с преобладанием выгрузки в Москве и Московской области; широкая номенклатура прочих грузов (продукция химической промышленности — синтетический каучук, резина, синтетические волокна; изделия машиностроения — оборудование для пищевой и химической промышленности, приборы; товары пищевой промышленности) назначением во все регионы России и другие грузы.
Наибольшие объемы транспортно-экономических связей по ввозу грузов в Центрально-Черноземный район осуществляются с Уралом и Сибирью (45% от общего ввоза района), а также с Поволжьем (17%) и Центром (14%).
Из общего объема ввоза на долю угля приходится 40%. Это, главным образом, поставки из Кузбасса (Западная Сибирь) как для потребностей черной металлургии, так и на экспорт. Удельный вес нефтепродуктов в общем ввозе составляет 19%. Основные поступления осуществлялись с нефтеперерабатывающих заводов Самарской области (Поволжский район). Грузы группы «прочие» (17%) завозятся из всех регионов России с преобладанием поставок из Центрального (31%) и Северо-Кавказского (21%) районов. Это как продукция собственного производства, так и импорт (продукция легкой и пищевой промышленности, химические товары, автомобили, бытовая техника).
Через Центрально-Черноземный район осуществляются транзитные транспортно-экономические связи в сообщениях (в обоих направлениях):
север — юг (Северный, Северо-Западный и Центральный районы на Северный Кавказ), на долю которого приходится 40% от общего транзита через район;
север — юго-восток (Северный, Северо-Западный и Центральный районы на Поволжье) — 55%.
Во всех указанных связях преобладают транзитные потоки грузов с юга и юго-востока на север. Их удельный вес составляет 70% от общего транзита, проходящего через Центрально-Черноземный район.
Белгородская область, входящая в состав Центрально-Черноземного района, граничит с Украиной, и, как следствие, через нее (передаточные пункты Соловей и Красный Хутор) осуществляются внешнеторговые связи России с ближним и дальним зарубежьем. В 2003 г. их объем составлял 20,4 млн.т (9,4% от перевозок грузов внешней торговли России железнодорожным транспортом), из них 11,5 млн.т экспорта (сдача) и 8,9 млн.т импорта (прием).
В общем объеме экспорта 33% составляют топливно-энергетические (уголь и нефтегрузы) и 52% рудно-металлургические (руда и черные металлы) грузы; на химические и минеральные удобрения приходится 7%.
Основным поставщиком угля на экспорт является Сибирь, в том числе поставки Кемеровской области (кузнецкий уголь) составляют 82%, Красноярского края (угли КАТЭКа) — 13% от общего объема угля на экспорт через передаточные пункты Белгородской области. На 90% поставщиками нефтегрузов на экспорт являются нефтеперерабатывающие предприятия Поволжского экономического района. Железная руда на экспорт отправляется со станций, обслуживающих месторождения Курской магнитной аномалии (Белгородская область — около 90%, Курская область — более 10%). Черные металлы отгружают металлургические предприятия Северного, Центрального, Центрально-Черноземного и Уральского экономических районов, но основной объем на экспорт отправляет Урал (Свердловская и Челябинская области) — 45% и Центрально-Черноземный район (Белгородская и Липецкая области) — 36%.
Химические и минеральные удобрения поступают на экспорт также от многих производителей, но основными из них являются: АО «Куйбышевазот», АО «Тольяттиазот» и АО «Фосфор» (Самарская область, Поволжский экономический район). На долю поставок из Поволжья приходится 65% от общего объема экспорта удобрений через Центрально-Черноземный экономический район.
Импорт по составу грузов обусловливает преимущественно торгово-экономические взаимоотношения Украины с Россией.
Катастрофическая архитектоника Земли
"Посвящаю памяти моей незабвенной жены
- Пащенко Валентины Григорьевны"
Петро Пащенко
В конце ХХ века, благодаря успехам
космических исследований мы заново открыли мир планет Солнечной системы и их
спутников. Любопытному в ...
Непал
Национальный флаг Непала имеет
вид двух треугольников. Они красного цвета и окантованы синей каймой. На
верхнем изображение серповидной луны с 8 лучами, на нижнем – солнца с 12
лучами. Пять вершин треугольников (одна вершина у них общая) с ...