Все большая зависимость экономики нашей страны от объемов добычи и экспорта нефти приводит к необходимости тщательного анализа ресурсной базы, определения как потенциальных запасов углеводородов, запасов определенного фонда (что особенно важно), так и остаточных запасов распределенного фонда, включая релаксационные. Если первые две группы запасов требуют гигантских инвестиций и длительных сроков их возврата (особенно на месторождениях Восточной Сибири и Северного шельфа), то месторождения распределенного фонда, где основные капиталовложения уже сделаны, а зачастую и возвращены, являются чрезвычайно рентабельными и уязвимыми с точки зрения выборочной разработки и разбуривания. Поэтому точная оценка ресурсной базы распределенного фонда недр представляет собой одну из важнейших задач (оценка добычных возможностей страны очень сильно различается у разных исследователей: одни считают, что извлекаемой нефти осталось на считанные годы, и добыча будет снижаться, другие полагают, что нет никакой угрозы в ближайшие 100 лет. Истина, как всегда, находится по середине этих мнений), В настоящее время основной оценкой деятельности недропользователей является отклонение различных фактических технологических показателей разработки от проектных, причем отклонения добычи в сторону как увеличения, так и уменьшения от проектной считаются нарушением и ставятся в вину недропользователю. На самом деле в большинстве случае никакой вины их нет. Созданные в условиях обычно хронической нехватки информации на стадии проектирования именно технологические документы нуждаются в исправлениях и добавлениях. Поэтому, на наш взгляд, вина недропользователей может заключаться только в несвоевременной коррекции регламентных документов. На решении проблем добычи нефти и совершенствовании способов разработки нефтяных месторождений сосредоточены основные профессиональные кадры нефтяников, которые на основе глубокого изучения месторождений и собственного опыта непрерывно ищут (и находят) новые эффективные технологии разработки трудноизвлекаемых запасов, т.е. фактически постоянно улучшают показатели проекта. Это не может считаться нарушением, однако нуждается в широком обсуждении и научных оценках при своевременном рассмотрении новых технологий разработки на ЦКР, в проектных и других организациях. По-видимому, вопрос отклонений фактических показателей от проектных нужно ставить на ЦКР и устанавливать жесткие временные рамки, в течение которых недропользователь, допустивший отклонение от проекта, обязан их защитить новым регламентным документом, разработанным в его научном центре, апробированным независимой проектной организацией и защищенным в ЦКР. Необходимо ввести норму, по которой нарушение проектных показателей становится недопустимым, если оно длится, например, более 3 лет. По истечении определенного срока государственные органы вправе запросить всю информацию по объекту и подвергнуть ее тщательной независимой экспертизе. По мере налаживания системы контроля сроки длительности отклонений от проекта можно ужесточать.
Для осуществления государственного контроля необходим достаточно простой и быстродействующий инструмент автоматизированного оперативного анализа (мониторинга) большого объема информации по объектам за любой промежуток времени разработки месторождений (пластов), находящихся в эксплуатации. Такой инструмент создан в ОАО «ЦГЭ» совместно с УфаНИПИнефть, ФГУП ИГИРГИ, ГАЦ ВНИИГЕОСИСТЕМ при поддержке МПР (ВНИГНИ). Ниже излагается его суть.
Методика контроля эффективности разработки месторождений позволяет анализировать объекты по технологическим показателям, выявлять «благополучные» объекты и объекты, в которых превышены допустимые пределы отклонения показателей от проектных в сторону завышения или занижения, устанавливать причины отклонений и группировать объекты по совокупности выбранных признаков. Исходная информация для проведения первоначального анализа в достаточном объеме содержится в форме государственной статистической отчетности, включающей 57 фактических и проектных показателей разработки. Эти сведения практически по всем разрабатываемым нефтяным месторождениям, начиная с 90-х годов двадцатого столетия и по настоящее время, накапливаются в Федеральном банке данных (ФБД), структура и функции которого были разработаны в ОАО «ЦГЭ» по заданию бывшего Министерства нефтяной промышленности СССР.
Работа по автоматизированному контролю эффективности разработки включает следующие большие этапы (рис. 1):
- предварительная обработка информации;
- статистическая обработка технологических показателей разработки;
- группирование объектов по наиболее значимым показателям;
- аналитическая обработка результатов группирования. Предварительная обработка информации позволяет получить представление о качестве и полноте массива исходных данных: объекты классифицируются по уровню начальных геологических запасов (НГЗ), что необходимо, так как нормы пределов отклонений показателей разработки устанавливаются в зависимости от НГЗ. Для всех объектов исходя из исходных данных рассчитывается стадия разработки (от 1 до IV). В зависимости от стадии разработки объекта меняются требования к нормам показателей и по-разному анализируются возможные причины отклонений от нормы.
Главные историко-культурные центры мира
Свет человеческого
разума, пробившийся сквозь тьму 50 веков, дошел до нас в великих руинах -
безмолвных свидетелях былого величия ушедших цивилизаций. Трудно себе
представить, как много на самом деле знали наши далекие предки. Свое пониман ...
Литва
Литва
- до 1991 г. входила в состав Союза ССР как Литовская Советская
Социалистическая Республика. С 1991 г. - независимое государство.
...