Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н. э. понадобилось новое сооружение. Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., распорядился начать строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой.
Амфитеатр — римское изобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ экзотических диких зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их Друг с другом в смертельной схватке.
Амфитеатр Веспасиана (из рода Флавиев) поначалу называли флавиевым. Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома. Подобный выбор места был весьма выгоден не только с технической, но и с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней нероновской роскошью. Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для ублажения личных капризов императора. По иронии судьбы Нерон впоследствии как бы отомстил Веспасиану за столь откровенное пренебрежение: с VIII века Флавиев амфитеатр получает название Колизей (от латинского colosseus — громадный) и есть основания полагать, что этим именем он обязан колоссальной статуе Нерона, которая стояла неподалеку. (Веспасиан не захотел ее сносить, распорядился только заменить у скульптуры голову и переименовать ее в статую Аполлона.)
В окружности Колизей достигает почти 500 метров, в высоту — 48,5 метра. Колизей построен из травертина, туфа и кирпича. Он был торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, императором Титом, причем на этой церемонии публике было показано 5000 диких зверей. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено.
Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане.
Отличительная особенность этого сооружения — большое число ярусов. Его архитектура показывает, сколь гениально просто можно упорядочить и направить движение несметных людских скопищ. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. И это притом, что трибуны амфитеатра вмещали около 50 000 зрителей. Вся эта публика заполняла Колизей не более чем за 10 минут.
Но еще более важной задачей было устройство пути, по которому на арену доставлялись звери. Создатели Колизея сконструировали хитроумную систему проходов и подъемников, по которым дикие, разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену. Многие компоненты этой сложной системы сохранились до наших дней, равно как тумбы и консоли на последнем, четвертом этаже. Когда-то на них держались опорные мачты, на которых при необходимости над всей ареной амфитеатра натягивалась огромная парусиновая крыша. Хитроумный механизм, состоявший из парусов, канатов и подъемных блоков, приводили в действие приставленные к нему моряки.
Природные ресурсы как экономический фактор
Природные ресурсы являются самым древним
производственным фактором. Этот ресурс дан нам природой «землёй-матерью»
(отсюда сокращенное название этого фактора - «земля»).
...
Карты географические
Карты допускают единовременный обзор
пространства в любых пределах – от небольшого участка местности до поверхности
Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного положения
объектов, позволяют находить их пространс ...