Ахвахцы, а ш в а до (самоназв.), садыкьилиду, гiахъвалал, народ в России (4 тыс. чел.) и Азербайджане (2 тыс. чел.). Общая численность - около 6,5 тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана.
Говорят на ахвахском языке, имеющем 2 диалекта: северное и южное, последний включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также русский, аварский, азербанский и кумыкский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
Ахвахцы предположительно произошли от жителей различных районов Аварии, главным образом хунзахских аварцев. Северные Ахвахцы образовали Ахвахский союз общин, Цунта-Ахвах. Южные Ахвахцы, Ратлу-Ах-вах, ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с 17 в. вошли в состав Гидатлинского союза общин. С 15 в. боролись за независимость с хунзахцами, гидатлинцами, тиидалами и др. С 15 в. подвергались исламизации.
После присоединения Дагестана к России (1813) с 40-х гг. приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 - Республики Дагестан. Часть Ахвахцев в 1-й пол. 18 в. расселилась в Закатальском районе Азербайджана, часть в советский период осела на Кумыкской плоскости, между Терском и Судаком.
Традиционные занятия - животноводство и пашенное террасное, частично орошаемое земледелие (ячмень, пшеница, рожь, овeс, полба, со 2-й пол. 19 в.- кукуруза и картофель; бобовые, лук, чеснок, табак). Ремeсла: обработка овчины, дерева, камня, выработка кож, кузнечное и др. Со 2-й пол. 19 в. росла товарность произ-ва. Ныне па Кумыкской плоскости получили развитие полеводство, садоводство, овощеводство.
Ахвахцы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев, сохранялось значение патриарх. кровнородств. объединений - тухумов. Преобладала малая семья, встречались различные формы неразделeнной семьи. В семейной жизни придерживались обычаев запретов и избеганий. Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества.
Традиционная одежда общедагестанского типа. Мужская: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, войлочная куртка, бурка, разл. овчинные шубы и папахи, обувь из сыромятной кожи, хрома, войлока. Голову брили, оставляли усы и бороду. Женская: платье-рубаха, штаны, отрезное распашное платье, чепец-накосник чухту, платки, шали. Обувь такая же, как и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения. Пища мучная и мясо-молочная. Основные блюда: лепeшки, пресный и кислый хлеб, хинкалы, каши, мясные и молочные похлeбки, пироги.
Отмечали календарные и мусульманские праздники. Пословицы, поговорки, загадки, притчи, плачи, колыбельные и др. передаются на авар. и ахвахск. яз. Разработан народный сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина. Сохраняются пережитки традиционных верований, связанных с анимистическими представлениями, культами земли, неба, светил, огня, грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ, отд. водоeмов, представлениями о злых и добрых духах.
Мониторинг и прогнозирование геофизических процессов
Наша
планета Земля по составу, состоянию слагающего вещества, физическим свойствам и
протекающим в ней процессам неоднородна. Вообще, неоднородность - это главное
свойство и движущая сила всей Вселенной, в том числе и нашей планеты.
В
...
Эколого-геохимическая оценка горнорудного района (на примере Садоно-Унальской котловины, республика Северная Осетия-Алания)
Актуальность темы. Горные районы являются
территориями с особой уязвимостью к антропогенному воздействию и с высоким
риском экологических и техногенных катастроф. Учитывая, что Северный Кавказ
обладает репрезентативными для молодых горных ...