В производстве товаров культурно – бытового и хозяйственного назначения большую роль играют товары длительного пользования: мебель, легковые автомобили, радиотовары, особенно телевизоры и видеомагнитофоны, электротовары ( холодильники, стиральные машины, электропылесосы) ковры и часы, на долю которых приходится более 3/5 розничного товарооборота культурно –бытовых товаров.
Расширение товарного предложения изделий длительного пользования связано с уровнем развития и особенностями размещения производства товаров народного потребления, конверсией оборонного комплекса. В настоящее время в отраслях тяжелой индустрии сложился и действует специфический комплекс по производству товаров длительного пользования, выпуск которых в основном сосредоточен на предприятиях машиностроения и металлообработки, химической и лесной промышленности . Он отличается высоким уровнем территориальной концентрации производства. Если для отраслей легкой и пищевой промышленности, представленных во всех районах России, характерно более широкое участие в формировании товарных ресурсах в пределах зон производства, нерегулярность выхода на международный рынок, то выпуск товаров длительного пользования отличается постоянным участием предприятий в общероссийском разделении труда, влияя на товарное предложение далеко за пределами района выпуска.
За последние годы производство товаров народного потребления сократилось более чем в 2 раза, что связано с проведением конверсии и перепрофилированием ряда отраслей ВПК, нехваткой материальных и финансовых ресурсов, появлением на потребительском рынке России высококачественных импортных изделий.
Основное производство товаров длительного пользования сосредоточено в европейской части страны, где Центральный, Поволжский, Уральский и Северо – Западный районы дают почти 2/3 общероссийского выпуска.
Выпуск бытовых холодильников начался в России в предвоенные годы. В 19400 г. их производство составило 3,5 тыс. шт., в 1995 г. –1,8 млн. шт., или 46% к уровню 1990 г. Ведущими районами производства бытовых холодильников, на долю которых приходится 9/10 общероссийского выпуска, являются Центр (Москва), Поволжье (Саратов), Восточная Сибирь (Красноярск) и Урал (Орск).
Часовая промышленность также переживает глубокий кризис. Объем производства в отрасли сократился почти на 70%, хотя по точности хода и надежности изделия не уступают многим мировым образцам. Производство часов отличается высоким уровнем территориальной концентрации и сосредоточено в пяти экономических районах: Центр (Москва, Орел, Владимир, Углич), Поволжье (Пенза, Самара, Чистополь, Сердобск), Северо – Запад (Петродворец), Северный Кавказ (Ростов –на –Дону) и Урал (Челябинск, Златоуст).
В 1995 году производство телевизоров составило 1 млн. шт., или 1/5 к уровню 1990 г. В структуре выпуска более ½ занимали переносные, а около 2/5 – телевизоры цветного изображения. Выпускают телевизоры в семи районах России. Ведущую роль играет Центральный район - более 40% российского производства (Москва, Рязань, Александров) Центрально –Черноземный район – 20% (Воронеж) и Северо –Запад –18% (Санкт – Петербург, Новгород). Телевизоры производятся также в Волго-вятском районе (Нижний Новгород, Саранск), Западной и Восточной Сибири (Новосибирск, Омск, Красноярск), Поволжье (Самара).
Главные историко-культурные центры мира
Свет человеческого
разума, пробившийся сквозь тьму 50 веков, дошел до нас в великих руинах -
безмолвных свидетелях былого величия ушедших цивилизаций. Трудно себе
представить, как много на самом деле знали наши далекие предки. Свое пониман ...
Рекреационный комплекс Украины
Опыт
промышленно-развитых стран показывает, что международный туризм является
наиболее известным средством, позволяющим в короткие сроки осуществить
поступление в страну денег в национальной валюте. На протяжении короткого
времени туризм ...