У ороков было 13 родов, восемь из которых были "парные" – "большие" (дан) и "маленькие" (нути), например, Дан Баяуса – Нути Баяуса. Некоторые роды ороков находились в родстве с амурскими ульчами, удэгейцами.
Религиозные верования близки верованиям народов Амура. Стараниями православной миссии в конце XIX в. ороки были обращены в христианство, посещали церкви, крестили детей, хранили иконки, сохраняя при этом прежние анимистические представления, промысловый культ: почитали духов-покровителей, духов-хозяев зверей, рек, тайги, сопок, обращались к ним с просьбами о благе, здоровье, об успешной охоте. У них существовал культ морских животных, согласно обряду возвращения главному духу-хозяину, черепа добытых животных бросали в море. Хозяину моря духу Тэуму приносили жертвы весной и осенью – бросали пищу из особой ритуальной посуды. Перед началом охоты на пушного зверя приносили в жертву (удушением) собаку, мясо ее съедали, кости помещали в сруб около места, где собирались охотиться. Широко известен у ороков культ медведя. Добытому в тайге зверю устраивали торжественную встречу в поселке: уложив на земле тушу, расставляли перед мордой кушанья. Пойманного в лесу медвежонка растили в срубе до двух лет, затем устраивали медвежий праздник.
В шаманстве присутствовали многие элементы, широко известные у ульчей и нанайцев, а в костюме и аксессуарах шамана особенно много аналогий с ульчами.
После русско-японской войны 1904-1905 гг. южная часть Сахалина почти на полвека отошла к Японии, в связи с чем южные ороки подверглись сильной японизации.
Среди жанров фольклора выделяются следующие: космогонические мифы (нинма(н) о происхождении Вселенной, Земли, людей, о культурном герое Хадау; тотемические – о происхождении орокских родов от животных (медведя, нерпы и пр.); а также героический эпос (нинма(н)) о богатырях с оленьим копытом, о небесных женщинах-богатыршах; бытовые, волшебные, детские сказки (нинма(н)) о животных (хитрой лисе-обманщице, жадной злой вороне, о красных волках); сказки с заимствованным сюжетом (сахури); устные рассказы (турпин); предания, были, мифологические рассказы (тэлунгу) – легенды о межродовой борьбе, переселении родов, родовой мести, сильных людях и выдающихся личностях рода, о тотемных животных; топонимические предания; календарные, лирические, свадебные, колыбельные, ритуальные песни (яя(н), хэхэ~хэ-хеккэ); частушки (яята); пословицы, поговорки, шутки, дразнилки, приметы, загадки (гайаво), запреты (эннэври~эннэури,папу(н)).
Главным персонажем космогонического мифа является культурный герой Хадау. Он творит Землю, ландшафт, спасает жизнь на Земле, создает культурные ценности и шаманский ритуал.
В жанрово разнообразной музыке центральное место занимают песенные импровизации (хээгэ).
Общий термин для обозначения музыкальных инструментов – тэккэрэ, бытовали койо – свисток из тальника (либо из кости), пупа – пищалка-манок из бересты, буриккэ – охотничий лук, хули – тетива, а также два типа варгана: кунга – деревянный пластинчатый и мухан`е – металлический дуговой. Шаманский бубен (дали) относится к амурскому типу. В число погремушек шамана входил и бронзовый диск-зеркало (толи), который, согласно преданию, отражал стрелы злых духов.
Мониторинг и прогнозирование геофизических процессов
Наша
планета Земля по составу, состоянию слагающего вещества, физическим свойствам и
протекающим в ней процессам неоднородна. Вообще, неоднородность - это главное
свойство и движущая сила всей Вселенной, в том числе и нашей планеты.
В
...
Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит ...