Мифологические предания, как и у многих народов, почитаются достоверными рассказами. В них излагаются мифы о создании мира, возникшем по воле "Матери всего, имеющего глаза" и "Бога земли" Сырута-нгу, сын которых, человек-олень, становится первым обитателем земли и покровителем людей.
В преданиях переплелись как реальные взаимоотношения нганасан с ненцами, русскими, долганами, эвенками, так и мифические представления о неведомых "безголовых² и "волосатых² людях.
Музыка сохранилась в наиболее древних формах фольклорного музицирования и генетически родственна музыке ненцев, энцев и селькупов. Ее жанровая система представлена песенными, эпическими, шаманскими, танцевальными и инструментальными традициями. Песенная традиция основана на принципе персонального сочинительства напевов, нередко импровизации. Практически у каждого певца имеется несколько личных мелодий-песен (балы). Детские песни (н`уона балы) создаются родителями для детей, которые по мере взросления разучивают их и поют как собственные именные песни. Колыбельные песни (л`андырсипса балы) являются семейной традицией и передаются по женской линии, как и песни-баюкания (н`уо л`антеры).
У взрослых популярны лирические иносказательные песни (кэйнэйрся ~ кайнаруе). Традицию поэтико-певческого состязания-диалога представляют сказания (сита би), которые поются на персональные мелодии главных героев и являются своего рода исторической энциклопедией нганасанских напевов. Круговые танцы сопровождаются горлохрипением на вдохе и на выдохе (нарка кунты). В целом звукоподражания голосам зверей и птиц занимают важное место и включены в музыкальную ткань эпических и лирических напевов, шаманского обряда.
Мелодии шаманских песен (нада балы), по представлениям нганасан, принадлежат различным духам (д`амада) и чередуются в процессе многочасового камлания: шаман запевает, а один или несколько помощников ему подпевают. У каждого шамана имеются ритуальные песни, соответствующие различным этапам обряда: набатачио балы – созывание духов; хоситапса балы – гадание; нантами балы – обращение-просьба к духам. Шаманские обряды звучат под аккомпанемент бубна (хендир) или посоха с колокольчиком (чире). Иногда пение шамана сопровождают удары палочкой с позвонками (хета`а), которую обычно используют для ударов по бубну, но иногда и в качестве самостоятельной погремушки. Большинство подвесок-погремушек на костюме и других атрибутах шамана изображают духов (койка) и имеют соответствующую форму: н`уоны – гагары, кокэры – журавля, денкуйка – лебедя, чедо – луны и др.
Подвески-погремушки, имеющие форму кольца с нанизанными трубочками (д`аптудо), пришиваются на детской одежде в качестве звукового оберега. По дуге над колыбелью (каптыси) скребли палочкой либо трубочкой, успокаивая ребенка и одновременно аккомпанируя колыбельной песне. Жужжалка (сани херы) и вращаемая завывалка (биахеры), которые сейчас известны как детские игрушки, в прошлом были ритуальными.
Полиметаллические массивные сульфиды на современном морском дне
Резюме. Полиметаллические колчеданы на
современном морском дне обнаружены в разнообразных тектонических обстановках на
глубине от 3700 до 1500 м от водной поверхности. Эти отложения локализуются в
быстро, средне-, и медленно раздвигающихся ...
Пономаревский район
Проблема изучения географии и сохранения местных природных объектов
является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. Суть проблемы
заключается в том, что многие памятники природы недостаточно известны даже
местным жителям. Природ ...