Великие географические открытия ознаменовали наступление эры широких взаимоотношений между различными народами, населяющими земной шар. Как известно, различные районы Земли отличаются большим разнообразием климатических и природных условий. Благодаря этому товары, которые выгодно производить на одних территориях, невыгодно, или вообще невозможно производить на других. Нации торгуют друг с другом по тем же причинам, что и отдельные люди и фирмы в пределах одной страны: обе стороны надеются получить выгоду от сделок. Они выигрывают, поскольку торговля позволяет им обменивать вещи, которые им не нужны (избыток товаров и услуг), на то, что им действительно необходимо. Рассмотрим это подробнее, так как это является основой для возникновения и существования системы международного разделения труда.
Абсолютные преимущества.
В зависимости от климатических условий, природных и трудовых ресурсов, технологий различные страны специализируются на производстве отдельных продуктов и покупают остальные необходимые им за рубежом.
Одни страны, например Заир и Южная Африка, обладают существенными запасами полезных ископаемых. Другие государства, как, например Гондурас и Гватемала, по своему географическому положению имеют выгодные условия для выращивания тропических фруктов. Третьи, Швейцария и Япония, сконцентрировали большие технические возможности и квалифицированную рабочую силу. В каждом из названых случаев особые условия дают государству преимущества при производстве некоторых товаров и услуг.
Абсолютные преимущества в производстве продуктов складываются, когда одна страна может выпускать их более эффективно, чем другая. Из-за тропических климатических условий и географического положения Коста-Рика, например, может выращивать бананы гораздо дешевле, чем производить компьютеры. США, наоборот, обладают достаточно высокой технологией, имеют оборудование и обученных рабочих для производства компьютеров. В результате США имеет абсолютное преимущество в производстве компьютеров, а Коста-Рика - в выращивании бананов.
Специализируясь на производстве тех продуктов, для которых они имеют абсолютное преимущества, обмениваясь избыточной продукцией друг с другом, Коста-Рика и США получат больше и бананов, и компьютеров, чем они имели бы, если бы пытались производить и то и другое самостоятельно.
Относительные преимущества.
Большинство государств не имеют абсолютных преимуществ, однако, они участвуют в международной торговле, поскольку имеют так называемые относительные преимущества. Об относительных преимуществах той или иной страны говорят в том случае, когда альтернативная стоимость производства продукта у неё ниже, чем у других государств. Под альтернативной стоимостью понимается количество товаров и услуг, которое нужно отдать в обмен на другие товары и услуги.
Проиллюстрируем относительные преимущества на международном уровне на таком примере. Предположим, что страна А может произвести 12 реактивных самолётов или 12 океанских танкеров. Страна Б равна по размерам стране А, но, исходя из уровня технологии, она может произвести только 6 самолетов или 3 танкера (см. таблицу №1).
Страна А. 12 6 Самолёты 0 Танкеры 0 6 12 |
12 Страна Б. Самолёты 6 Танкеры 0 3 6 9 12 |
Таблица 1. Производственные возможности стран А и В.
Ясно, что страна А может производить больше как самолетов, так и кораблей, чем страна Б. Но давайте более пристальнее взглянем на ситуацию. Как показано в таблице, альтернативная стоимость одного самолета в экономике страны А составляет один танкер. Другими словами, если А предпочтет производить и самолеты, и танкеры, то она может выпускать ежемесячно по шесть штук и того и другого или 4 одного и 8 другого (см. таблицу № 2).
С другой стороны, эффективность страны Б в два раза ниже в производстве самолётов, чем в строительство танкеров (см. таблицу 3).
12 самолетов |
0 танкеров |
8 самолетов |
2 танкеров |
6 самолетов |
4 танкеров |
4 самолетов |
6 танкеров |
2 самолетов |
8 танкеров |
0 самолетов |
12 танкеров |
Сан-Марино
Республика Сан-Марино -
самое маленькое и древнее независимое государство в мире. Территория страны
имеет форму неправильного четырёхугольника и занимает площадь в 60,57 кв.км.
Над холмистой местностью
возвышается суровый известковый ре ...
Общая характеристика слабо развитого района. Латинская Америка
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА, общее
название стран, расположенных в южной части Сев. Америки, к югу от р.
Рио-Браво-дель-Норте (включая Центр. Америку и Вест-Индию), и в Юж. Америке.
Общая площадь 20,5 млн. км2. Население 464 млн. человек (1993). На ...