Среди буддийских храмов наиболее известны древнейшие во всем буддийском мире ступы Сваямбунатх и Бодх-натх, находящиеся соответственно к западу и к востоку от Катманду. Сва-ямбунатх расположен на холме, тогда как Бодхнатх — на плоском участке.
Основание у ступ квадратное, на нем покоится полусферический купол, олицетворяющий небо. Над полусферой возвышается куб (символ земли). На каждой из четырех боковых сторон куба изображена пара всевидящих проницательно-строгих глаз Будды. Между ними - нечто похожее на вопросительный знак; так изображается цифра один -символ "добродетели - единственного пути в океан счастья". Над кубом -ступенчатый шпиль конической формы. Ступеней на шпиле 13, по числу буддийских небес и ступеней познания. На самом конце ступы - зонтообразное навершие, символизирующее Солнце и Луну.
В селениях же Северного Непала стоят гораздо более скромные сооружения -чхортэны, как и ступы, служащие хранилищем священных буддийских реликвий, а также останков святых. Это башня с заостренной крышей, рядом - бамбуковый шест с флагом. Стоящие на возвышенных местах, они предназначены для защиты от злых духов.
Свое происхождение ступы и чхортэ-ны берут от индийских могильных курганов добуддийской эпохи, т. е. от земляных холмов. Тогда внутри этих курганов хоронили людей в сидячем положении в позе йога. В Северном Непале почти в каждом селении есть ламаистская часовня - гомпа или монастырь.
У стен буддийских святилищ установлены длинные ряды вращающихся на вертикальной оси цилиндрических барабанов, внутри которых листы с молитвами (тексты молитв могут быть также выгравированы на их поверхности). Многократное провертывание этих барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз вы "прочли" молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой (поэтому вручают и принимают подарки в Непале только правой рукой). И торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился от вас но правую руку.
Еще больше, чем ступ, в Непале пагод (индуистских и буддийских). Особенно ими славятся города долины Катманду. Пагоды - многоярусные культовые сооружения (ярусов может быть до семи и даже до девяти). Непальская архитектура пагод оказала большое влияние на строительное искусство Тибета и Китая. Есть мнение (хотя и спорное), что стиль пагод зародился именно в Непале. Знаменитый дворец По-тала в Лхасе имеет немало деталей в непальском стиле. В VI в. там была построена пагода Джоканг, в которую установили статуи Будды, доставленных из Непала. Новый взлет непальской (точнее, неварской) архитектуры в XIII в. оказал влияние на искусство Китая. Крупнейший непальский архитектор и скульптор Арнико вместе с другими непальскими мастерами в середине XIII в. был приглашен в Китай. В Пекине по его проекту была построена Белая пагода храма Мяоинсы, в Тибете - Золотая пагода. Мастерство Арнико было настолько высоко оценено правителями Поднебесной, что архитектор остался в Китае навсегда.
Места религиозного поклонения ин-дуистов - мандиры, или мандапы. Самый крупный храмовый комплекс — Пашунатинатх на восточной окраине Катманду, возвышающийся над рекой Багмати. Непал считают родиной бога Пашупати ("владыки всех живых") -одной из ипостасей бога Шивы. Храм Пашупати почитается самым священным индуистским памятником в мире, это своего рода Мекка для индуистов.
И в обычные дни, и тем более в праздники (особенно в праздник Шива-рат-ри) к Пашупатинатху стекаются тысячи людей (многие из Индии). В толпе обращают внимание своим обликом сад-ху - "святые люди", одетые в отрепья, со спутанными и свалявшимися длинными волосами. Садху отличаются полнейшей отрешенностью от всего суетного и ведут отшельнический образ жизни. В храме люди совершают пуд-жу - подношение Шиве в виде цветов, святой воды, пасты из сандалового дерева. Войти в храм разрешается только индуистам, неиндуистам вход строго запрещен.
Приходят к храму и поселяются в специальных помещениях на берегу реки Багмати старики и больные люди, почувствовавшие приближение смерти. Желание этих глубоко верующих людей - быть кремированными у ступеней храма, нависающих над рекой Багмати. Прах их поплывет вниз но мутным водам Багмати. Вообще индуистский Непал это страна без кладбищ.
Полиметаллические массивные сульфиды на современном морском дне
Резюме. Полиметаллические колчеданы на
современном морском дне обнаружены в разнообразных тектонических обстановках на
глубине от 3700 до 1500 м от водной поверхности. Эти отложения локализуются в
быстро, средне-, и медленно раздвигающихся ...
Катастрофическая архитектоника Земли
"Посвящаю памяти моей незабвенной жены
- Пащенко Валентины Григорьевны"
Петро Пащенко
В конце ХХ века, благодаря успехам
космических исследований мы заново открыли мир планет Солнечной системы и их
спутников. Любопытному в ...