Где горы, там много камней. И неудивительно, что камень широко используется в Непале. Естественно, прежде всего как строительный материал. В деревнях стены домов выкладывают из камней, в Западном же Непале каменными делают не только стены, но и крыши. Камень у непальцев ассоциируется с твердостью, надежностью. В старину непальцы для обозначения государства использовали слово "дунго", что значит "камень". Такая ассоциация, видимо, связана с тем, что из камня строились и крепости, и дворцы государей.
Камень идет не только на строительство. В Непале множество каменных изваяний, установленных в честь различных божеств. Есть скульптуры и в честь правителей, но нигде нет надгробий, ведь Непал, как мы знаем, - "страна без кладбищ". Особенно много каменных фигур можно встретить у источников воды. Это каменные фигуры морского животного - макара; из его открытой пасти струится прохладная вода. Над ним стоят фигуры других божеств (чаше всего Ганеша), а пол ним - фигуры Шивы и Бхагиратха, которые напоминают легенду о падении Ганги с небес на землю. Смысл этих скульптурных композиций понятен каждому непальцу. Такие камни говорят без слов.
Но есть в Непале камни, которые действительно говорят - камни с высеченными на них текстами. Первый "говорящий" камень, найденный в Непале, -столб, сооруженный в 464 г. раджой Манадевом из династий Личчхавов перед храмом Чангунараяна в долине Катманду. "Говорящие" столбы, по которым потомки узнают о деяниях раджей, о своей истории, встречаются в Непале (особенно в долине Катманду) почти на каждом шагу. Они получили название шила-патра, т. е. "каменное письмо". Они действительно являются письмами, адресованными потомкам.
Такие "каменные письма" установлены перед храмами разным божествам, у старинных дворцов, а часто просто валяются у дороги и на полях. Написаны они на санскрите, языках невари и непали.
Но есть старинная каменная плита со словами на 15 (пятнадцати!) языках, в том числе на таких "заморских", как латынь, английский, французский и арабский. Установлена плита раджой Пратапом Маллом в 1654 г. на стене собственного дворца Ханумандхока в Катманду. Автор текста - сам раджа, гордо носивший титул "царя поэтов". Его стихи с восхвалениями разных божеств можно прочесть у подножий храмов, что вокруг дворца. Но для чего понадобилось радже устанавливать многоязыкую плиту? Вероятно, чтобы продемонстрировать подданным еше один свой талант - талант полиглота. Но каким образом раджа выучил европейские языки, если в то время в Непале не было никаких книг на этих языках? Остается предположить, что помошь радже оказали европейские миссионеры, которые именно в ту пору стали появляться в Непале. Кстати, полностью весь текст на плите еше не расшифрован. "Царь поэтов" установил перед входом в свой дворец высокий столб, на верху которого размешены каменные фигуры членов его семейства. Так была заложена основа новой традиции - и вскоре подобные столбы
стали появляться перед дворцами раджей Лалитпура, Бхактапура и даже Горкхи.
Самый же древний столб на территории Непала - это всемирно известный Ашокастамбха. Его установил император Индии Ашока в III в. до н. э. на родине Будды в Лумбини. Именно благодаря этому столбу с вердиктом императора теперь мы точно знаем место, где родился Будда.
Россия. 21 век. Начало строительства (инфраструктурный комплекс как фактор организации экономического пространства России)
Ситуацию, в
которой оказалась Россия в начале XXI века, экономисты, политологи и прочие специалисты, имеющие отношение к
формированию общественного мнения, чаще всего характеризуют как время
крайностей, полярных мнений, смерте ...
Полиметаллические массивные сульфиды на современном морском дне
Резюме. Полиметаллические колчеданы на
современном морском дне обнаружены в разнообразных тектонических обстановках на
глубине от 3700 до 1500 м от водной поверхности. Эти отложения локализуются в
быстро, средне-, и медленно раздвигающихся ...