Население ЮАР представлено черными, белыми, индийцами и метисами, причем каждая группа обладает четкими отличительными характеристиками. Нынешняя демографическая картина не отражает былого разнообразия культурно-этнических групп, населявших Юг Африканского континента с доисторических времен. Если принять во внимание историко-лингвистические особенности сегодняшнего населения Южной Африки, можно выделить следующие группы: Бушмены
Народ сан, или бушмены, — потомки некогда многочисленного народа, занимавшегося охотой и собирательством и кочевавшего по пространствам к югу от реки Замбези задолго до прихода черных народов. В их внешности есть ряд характерных черт. В настоящее время разбросанные охотничьи группы бушменов можно встретить в западной части Юга Африки.
Готтентоты
Своим внешним обликом готтентоты (народ койкоин) очень напоминают бушменов. В культуре этих двух народов также много общего, и очень часто обе этнические группы обозначаются общим названием койсанский народ. В отличие от бушменов готтентоты были скотоводами. Они разводили длиннорогий скот и густошерстных курдючных овец. Первые европейцы, прибывшие на Капский полуостров, встретились с разрозненными группами готтентотов, живших в западных и южных прибрежных районах, а также на землях, несколько отдаленных от берега. Среди предков нынешних метисов были и готтентоты, которые ассимилировались с более крупными народами.
Черные народы
Черные южноафриканцы происходят от различны» негроидных народов, переселившихся с севера много веков назад. В настоящее время черное население со стоит из четырех основных этнических групп: нгуни, суто-тсвана, венда и тсонга. Нгуни Народы нгуни в настоящее время делятся на четыре основные языковые группы: зулу, коса, свази и ндебеле.
Народы, говорящие на зулу, живут в основном в провинции Наталь и на территории Квазулу. Эти районы в начале XIX века были населены различными самостоятельными племенами. В 1815 году зулусский престол захватил Чака, приступивший к реорганизации армии. Это позволило ему к 1823 году подчннип себе соседние племена, совершенно различные в этническом отношении. Некоторым племенам удалоа уйти в другие земли. Все это породило межплеменную рознь. Началась продолжительная междоусобица, охватившая глубинные районы. Наталь покинули племена под предводительством Умзиликази. Их потомками являются сегодняшние ндебеле, живущие в Зимбабве. Потомками племен, которыми правил Сошангана и которые покинули Наталь, является сегодняшний народ шангана, живущий в восточном Трансваале. После того как в 1828 году Чака был убит зулусская экспансия постепенно пошла на убыль.
Нроды, говорящие на коса, живут в Сискее и Транскее. Они первыми из черных народов переселились на юг и поэтому были первыми, с кем встретились готтентоты и белые пионеры неподалеку от реки Кей. Другими предками северных нгуни считаются некоторые племена, сумевшие уйти из-под власти Чаки и нашедшие убежище на землях нынешних Сискея и Транскея.
Люди, говорящие на свази, в основном живут в королевстве Свазиленд и в Кангване. Они потомки тех нгуни, которые пришли с северо-востока и, перейдя горы Лебомбо, стали покорять соседние племена. В годы царствования короля Собхузы I племена свази осели в районе Манзини, на территории нывшего Свазиленда. В эпоху правления Мсвати, сына Собхузы I они впервые встретили белых людей. Трансваальских ндебеле можно разделить на две группы - северную и южную.
На культуру и язык пебеле северного Трансвааля сильное влияние оказали северные суто. В настоящее время ндебеле живут на территории Квандебеле и в прилегающих районах к востоку и северо-востоку от Претории. Эти группы не следует смешивать с зимбабвийскими ндебеле, или матабеле (см. абзац о народах, говорящих на зулу).
Народы суто-тсвана Северные суто говорят преимущественно на языке педи и в настоящее время населяют бывший хоумленд Лебова и прилегающие районы северного Трансвааля. К северным суто относится множество племен. Некоторые из этих племен когда-то входили в империю, созданную правителями племени педи. Конец верховенству педи положили ндебеле (матабеле) из Мзиликази (см. о народах, говорящих на зулу). Затем наступила эпоха небывалого рассеяния, раздробленности и сокращения населения. Когда пришли белые, вождю педи Секвати удалось частично восстановить порядок. Западные суто, или народы, говорящие на тсвана, живут в Ботсване, Бопутатсване, в отдельных районах западного Трансвааля и на севере Капской провинции. Предки этих народов пришли сюда в результате нескольких миграционных приливов с севера. Постоянная борьба привела к тому, что этот народ разбился на множество племен. Этому способствовали и опустошительные набеги ндебеле (матабеле) из Мзиликази (см. о народах, говорящих на зулу). В 1885 году Ботсвана получила статус британского протектората, и народ тсвана оказался разделенным на тех, кто жил в самой Ботсване и за ее пределами. Землями южных суто считаются горное королевство Лесото, хоумленд Кваква и восточные районы Оранжевого Свободного Государства. История этого народа прослеживается с 1822 года, когда война, развязанная в Натале Чакой, перекинулась в глубинные районы на Юге Африки. Так началась эпоха Дифакане, период межплеменных войн. Вождю племени тлоква Секоньеле и вождю племени квена Мошвешве I удалось отстоять свои земли в горах и основать каждому свою империю. Позже Секоньела был изгнан, а Мошвешве I стал единоличным правителем Лесото. С 1875 года этнически связанные между со бой группы, составляющие народ южных суто, живут в Квакве, прилегающей к королевству Лесото. Тсонга Народ, говорящий на тсонга, первоначально населял районы к востоку от гор Лебомбо. Когда Сошангана, вождь, бежавший из Наталя (см. о народах, говорящих на зулу), перешел со своими людьми в Мозамбик и стал притеснять местных тсонга, часть из них ушла на запад и осела на равнинах восточного Трансвааля. Созданная Сошанганой в Мозамбике империя со временем пришла в упадок, и после 1894 года часть шанганов ушли туда же. Жителей этих мест, известных как Газанкулу, иногда именуют шангана-тсонга. Венда Народ, говорящий на венда, позже других переселился к югу от реки Лимпопо. Когда-то он входил в империю Мономотапа в Зимбабве, а затем большими группами стал переходить на южный берег реки Лимпопо и селиться в горах Сутспансберг. Последняя миграционная волна пришлась примерно на 1700 год. На территории Венды, помимо одноименного народа, живут также лемба, которых считают потомками семитских торговцев, пришедших с восточного побережья Африки. Белое население
Сравнительная характеристика различных видов транспорта
Прогресс человеческого общества
неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт"
понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без
перемещения орудий и предметов труда и самого человека ...
Религии народов мира буддизм
Слово «религия»
встречается очень часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике,
художественной литературе. Это – совокупность взглядов на мир, которые чаще
всего основываются на вере в бога.
Человеческая мысль с
давних по ...