Уже в период первой империалистической войны стала ясна важность Кольского незамерзающего залива для внешних связей России. За 1,5 года была построена новая железная дорога, протянувшаяся на 1,3 тыс. км. от станции Званка (Волховстрой) до вновь основанного морского порта на Баренцевом море Романов (Мурманск). Хотя в 1916 году по дороге было открыто сквозное движение, ее достройка осуществлялась уже после 1917 года. Управления Мурманской дороги были предоставлены широкие полномочия по эксплуатации природных ресурсов прилегающей к дороге полосы, в связи с чем развернулась эксплуатация лесных ресурсов. Весной 1920 года на Кольский полуостров прибыла специальная правительственная комиссия. В нее входил и академик А.Е. Ферсман. Он совершил небольшую экскурсию на западные склоны Хибинских гор и нашел на них редкие щелочные минералы, неизвестные в других районах страны. Последующая экспедиция А.Е. Ферсмана обнаружила характерную особенность Хибинского массива - крупные цирки, сильно расчлененные вершинные плато и наличие многочисленных ущелий. Она открыла месторождения апатитов мирового значения и ряд месторождений редких минералов, положив начало промышленному освоению хибинской кладовой подземных сокровищ. Первое время апатит на оленьих упряжках вывозили к железнодорожной станции и отправляли за границу, в лаборатории, поскольку ранее этот минерал нигде не использовался. Через полгода в Мурманск стали приходить иностранные корабли за апатитом. Так его производство стало рентабельным (В.И. Магидович, И.П. Магидович, 1986г.).
В 1925г. Г.Д. Рихтер составил точную карту Кольского полуострова. Через три года он проверил ее на точность, войдя в состав геологического отряда А.А. Григорьева. В июле - августе они проследили гряду Кейвы. Отряд установил, что Кейвы - это резко выраженная полоса возвышенностей (до 397 м.), имеющая характер широких плато или куполообразных холмов. Кейвы являются водоразделом бассейна Поноя и Иоканги.
Еще перед войной были обнаружены железорудные месторождения - Оленегорское и Ковдорское. Близ этих месторождений были созданы горно-обогатительные комбинаты по производству железорудных концентратов. На основе кольских руд и печорских коксующихся углей в 60-ые годы набрал мощность Череповецкий металлургический завод, превративший Северный экономический район в новую металлургическую базу межрайонного значения.
Во время Великой Отечественной войны Кольский полуостров находился во фронтовой полосе (1941-44гг.) Гитлеровцы нанесли народному хозяйству большой ущерб. Воздушными бомбардировками было разрушено около половины жилого фонда. Продукция промышленность упала до 40,5 % по отношению к 1940г. Восстановление народного хозяйства до довоенного уровня закончилось в 1948г. (под ред. А.В. Даринского, 1992).
Топографические и геологические работы, проведенные после окончания войны, внесли некоторые изменения на карту Кольского полуострова. Высота возвышенности Кейвы оказалась ниже на 20 метров, а Хибинского массива - на 50 метров. В 1957 году В.Ф. Петров доказал существование оледенения в Хибинских горах. Он открыл первый фирновый ледник на одной из вершин. Через год он обнаружил еще два таких же ледника, в том числе на горе Часночорр, высшей точке Хибин (В.И. Магидович, И.П. Магидович, 1986).
Изменение газового состава атмосферы в прошлом и настоящем
А
тмосфера – газовая оболочка
Земли, именно благодаря атмосфере стало возможным зарождение и дальнейшее
развитие жизни на нашей планете. Значение атмосферы для Земли колоссально –
исчезнет атмосфера, исчезнет ...
Особенности годового хода приземной температуры воздуха в разных частях Земли по данным ОА Гидрометцентра РФ
Изучению особенностей годового хода приземной температуры воздуха
в настоящее время уделяется очень большое внимание ввиду его важности и актуальности.
Прежде всего, это связано с глобальными изменениями климата (в частности с
глобальным п ...