Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Из Индии буддизм проник на Цейлон. Оттуда буддистские проповедники принесли это учение в Бирму и Сиам, на острова Индонезии. В Индонезии буддизм вместе с брахманизмом продержался до XIV в., когда был вытеснен исламом. Следы буддизма сегодня сохранились только на острове Бали.
Во II веке буддизм проник в Китай и получил огромное распространение. Он просуществовал в Китае около двух тысячелетий, оказав огромное воздействие на китайскую культуру. Он не стал здесь господствующей религией в силу ряда причин, но занял прочное место в религиозной жизни, главную роль в которой играло конфуцианство.
В Китае в YII веке возник чань-буддизм, сегодня чаще именуемый дзен-буддизмом. Дзен привил буддизму китайскую трезвость и рационализм: не пытаясь достичь нирваны или стать Буддой, а увидеть и понять Истину, которая вокруг тебя – в красоте природы, в радости труда и так далее.
Это учение оказало огромное влияние на развитие не только китайской, но и японской культуры, а так же культур ряда других стран Востока, а в ХХ веке – и Запада.
Из Китая буддизм проник в Корею в IV в., а оттуда в Японию в VI в. В Японии буддизм соперничал и взаимодействовал с местной религией – синтоизмом, в Корее с местными культами и конфуцианством.
В пограничном с Индией Непалом буддизм распространялся еще при Ашоке, а позже принял форму тибетского буддизма. Сейчас буддисты в Непале составляют менее 10 процентов населения.
Главной же страной, где наиболее пышным цветом распустилось учение Будды, был Тибет. Сюда он был занесен в VII в. н.э. и долгое время оставался религией придворных кругов. С IX в. буддизм стал распространяться в народе. В XI-XII вв. Тибет покрылся сетью буддистских монастырей, где жило множество монахов – по тибетски лам ( отсюда обычное название для тибетско-монгольского буддизма – ламаизм ). На тибетский язык с санскрита переводятся религиозные книги.
Монгольские завоеватели поддерживали здесь буддизм. Но всячески пытались расколоть страну, поддерживая одних монахов и преследуя других. Светская власть в Тибете принадлежала китайским императорам, а духовная панчен-ламе и далай-ламе. Первый считался выше по рангу, так как считался перерожденцем Будды, а второй - перерожденцем бодисатвы.
После революции в Китае в 1951 году Тибет вошел в состав Китая и народное правительство Китая приняло религиозные традиции Тибета.
Из Тибета буддизм в Монголию в XVI в., а с начала XVII в. стал распространяться среди калмыков, бурят, тувинцев.
Царское правительство после некоторых колебаний узаконило буддистскую церковь в Забайкалье. Чтобы ослабить ее связь с Монголией и Тибетом Екатерина II создала даже должность верховного ламы. Местопребыванием его и центром управления буддистской церковью в России стал с 1809 г. крупный Гусиноозерский дацан. В 1853 году было издано особое «Положение о ламайском духовенстве в России».
Для всего северного буддизма Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса – священный город, куда отовсюду стекаются паломники- буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи. Тибетский язык считается священным у всех северных буддистов, на нем написана обширная религиозная литература.
В настоящее время самую видную общественно-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. В Бирме, Камбодже, Таиланде буддизм выступает как государственная религия.
Добыча нефти с помощью насосов
По статистике только чуть более 13% всех
скважин в России эксплуатируются фонтанным и газлифтным способами (Хотя эти
скважины дают более 30% всей российской нефти). В целом статистика по способам
эксплуатации выглядит так:
...
Россия. 21 век. Начало строительства (инфраструктурный комплекс как фактор организации экономического пространства России)
Ситуацию, в
которой оказалась Россия в начале XXI века, экономисты, политологи и прочие специалисты, имеющие отношение к
формированию общественного мнения, чаще всего характеризуют как время
крайностей, полярных мнений, смерте ...