Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность провозить практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность, сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения и др.
Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не
только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Именно железные дороги относятся к основным элементам территориального каркаса хозяйственного ландшафта страны на глобальном и региональных уровнях.
Крупнейшими железнодорожными узлами отправления пассажиров в дальнем сообщении являются Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.
Транссибирская магистраль
Что такое легендарный Транссиб - не нужно объяснять человеку, знающему историю России: «величайшая стройка 19 века», «глобальный проект русского правительства», «таких темпов постройки железной дороги мир еще не знал», «Россия выходит на берега Тихого океана» - вот далеко не весь перечень определений, которые давались Транссибу в разные годы.
Но Транссиб - это не только и не столько стальная магистраль. Как подчеркнул в свое время Геннадий Фадеев: «если посмотреть на Россию из космоса, то увидишь крест, вертикальной составляющей которого будет Транссиб, а горизонтальной - матушка Волга». Транссиб - это стержень, который в сегодняшнее тяжелейшее время является залогом скрепления регионов России, он играет роль позвоночника страны, от которого в разные стороны, как сосуды, разбегаются локальные железные дороги и водные пути.
Сейчас именно Транссиб определяет видимое единство страны, доступность восточных районов (тогда как воздушные линии не имеют зримого влияния на перемещение по стране).
Перед Транссибирской магистралью всегда стояли непростые задачи по обеспечению жизнедеятельности многих регионов, городов, предприятий, людей . И всегда он сталкивался с конкуренцией альтернативных путей перевозки грузов (так как именно грузовые перевозки составляют основу рабочей нагрузки межрегионального транспорта): в основном, морские перевозки, осуществляемые иностранными перевозчиками, но в последние годы возникла и вторая альтернатива грузоперевозкам Транссиба: реставрация Великого Шелкового Пути, подкрепляемая объединением в ГУАМ Грузии, Азербайджана, Украины и Молдавии .
В целях обеспечения конкурентоспособности Транссибирского маршрута и привлечения дополнительного объема грузов на протяжении последних двух лет проводится политика по снижению единой сквозной тарифной ставки. В результате стоимость доставки 20-футового контейнера из японского порта Иокогама до Москвы (с учетом морского фрахта, перевалки в порту Восточный и железнодорожного тарифа) на 600 USD ниже, чем при доставке по морскому маршруту через финский порт Котка, и на 464 USD ниже по сравнению с перевозкой транзитом по Транссибу в Финляндию и обратным возвращением в Москву (последний путь иностранные фирмы предпочитают - ввиду опять же сложностей таможенного оформления, высоких ставок складских услуг хранения грузов на станциях российских железных дорог, а также ввиду нехватки железнодорожных консигнационных складов для обработки экспортно-импортных грузов; основное назначение таких складов - накопление и подборка груза по номенклатуре и заказу владельца, хранение грузов в ожидании платы за них, ожидание благоприятной конъюнктуры рынка для реализации грузов, предпродажная подготовка). По экспертным оценкам, реализация предложений по созданию сети железнодорожных консигнационных складов позволит увеличить объем перевозок импортных грузов по Транссибу в восемь раз по сравнению с 1997 годом (до 50 000 контейнеров вместо 6 420) за счет переключения грузов назначением на Россию и страны СНГ с морского направления «Япония (Южная Корея) - порты Финляндии» - на железную дорогу.
Перспективные средства визуального контроля транспорта газа
Основной проблемой, связанной с рациональным
использованием информации в сложных технических системах управления транспортом
газа, является анализ информации, накапливаемой в базах данных реального
времени. Речь идет не об отдельных показа ...
Рекреационный комплекс Украины
Опыт
промышленно-развитых стран показывает, что международный туризм является
наиболее известным средством, позволяющим в короткие сроки осуществить
поступление в страну денег в национальной валюте. На протяжении короткого
времени туризм ...