Течение Эль-Ниньо заставило искать в Атлантике своего двойника. И его следы нашлись. Метеорологи уже более ста лет знают о так называемых «североатлантических колебаниях», или атмосферных качелях.
Это — разность между высоким атмосферным давлением у Азорских островов и низким над Исландией. Значение этого явления для климата восточного полушария до сих пор не было понято. Только теперь прояснился его смысл. Многие сопоставления показывают тождественность ситуации в Тихом и Атлантическом океанах.
В Тихом океане поверхностное течение, идущее вдоль экватора, нагревается по мере продвижения на восток. В Атлантике воды Гольфстрима, двигаясь на север, охлаждаются. Роль пассатных ветров, отгоняющих Эль-Ниньо от южно-американского берега,в Европе играют западные ветры. В Тихом океане разность в атмосферном давлении отмечается между островом Таити и австралийским портом Дарвин, в нашем полушарии — между Исландией и Азорскими островами. Так что параллели между северным и южным колебаниями вырисовываются довольно определенно. Кроме того, метеорологи зарегистрировали, что в годы, когда Эль-Ниньо показывает свою злую силу, в Атлантике значительно уменьшается число зародившихся там ураганов, двигающихся в сторону США.
И вот всего два года назад американскому климатологу Джеймсу Хареллу пришла мысль сравнить основные показатели североатлантического колебания с параметрами погоды в Европе, то есть повторить то, что давно проделали в отношении Эль-Ниньо его исследователи. Харелл установил, что существует жесткая связь между ритмом колебаний и периодами, когда в Европе наступают то мягкие, то суровые зимы. По прогнозам ученого, зима 1997—1998 годов принесет чуть более сильные, чем обычно, морозы. Он основывается на том, что Гольфстрим сейчас не столь нагрет и разность давлений Исландия- Азоры будет меньшей,чем обычно. И это означает, что арктические ветры станут без помех проникать на юг, то есть в Европу. А в тех случаях, когда воды Гольфстрима хоршо нагреты, увеличивается разница в атмосферном давлении над Исландией и над Азорскими островами. Это способствует тому, что в Европу проникают западные ветры, и тогда зима бывает теплой. Какое влияние этот механизм оказывает на летнюю погоду в Европе, еще не совсем ясно.
Но уже бесспорно, что так же, как течения в Тихом океане определяют погоду в Азии и Америке, так и атлантические течения диктуют атмосфере,какие воздушные массы послать в Европу. По мнению Тима Барнета, в его науке это «важнейшее открытие за последнее десятилетие»: найден, наконец, главный привод машины погоды Европы.
Течение Эль-Ниньо и его аналог в Атлантике представляют собой мощную силу, управляющую климатом Земли. Знание этого дает нам ключ к пониманию причин изменения погоды на всем земном шаре.
Об атлантическом двигателе погоды пока еще многое неизвестно. Ведь лишь после того, как был разгадан феномен в Тихом океане, ученые обратились к изучению того, что происходит в Атлантике, когда гигантские массы арктического льда попадают в воды этого океана и тем самым приводят в движение североатлантическое колебание. От того, насколько правильно будет понято, что и как происходит при этом в водах Атлантики, зависит точность долгосрочных прогнозов погоды в Старом свете.
Мониторинг и прогнозирование геофизических процессов
Наша
планета Земля по составу, состоянию слагающего вещества, физическим свойствам и
протекающим в ней процессам неоднородна. Вообще, неоднородность - это главное
свойство и движущая сила всей Вселенной, в том числе и нашей планеты.
В
...
Союз океана и атмосферы правит климатом
Пожары, наводнения, засухи, ураганы и смерчи — все
дружно свалилось на нашу Землю в 1997 году. Пожары превратили в пепел
тропические леса Индонезии, потом забушевали на просторах Австралии.
Они дошли до предместья Мельбурна. Пепел долете ...