В.В. Митрофанов в своей книге [13] представил систему приёмов решения научных задач (“7 нот”). Эти и другие приёмы [1, 2, 10, 11 и др.] можно разделить на приёмы 1) обнаружения явления, 2) обнаружения закономерностей и 3) доказательства гипотезы [6].
Приёмы выбора задачи (обнаружения явления).
Аномалия. “Обрати внимание! Это не объяснено!”. Все смотрят, но не видят. Чем более известно явление, тем труднее его заметить.
Причинная ось. “Выстрой по порядку”. А) Белые пятна. “Посмотри, где дырки”. Б) Лишний элемент. “Что не лезет на эту ось?” В) Выход за границы “Что ещё более?”
Объединение похожих явлений, процессов.
Разделение явления. В одном – много. “Раздави, разбей, расщепи!”
Приёмы решения задачи (обнаружение закономерности).
Увеличить количество фактов.
Диссимметрия. Знаешь, что искать: “1) Есть диссимметрия – ищи явление”, 2) “Есть явление – ищи диссимметрию!”. Примеры: меандрирование рек [7], образование извилистых форм рельефа [4].
Объединение альтернативных гипотез. Многофакторность, многомерность. “Объединяй не объединяемое. Выстрой на 2 оси! на 3 оси!”. Примеры: объединение различных руслоформирующих факторов [5].
Неприменимость теории.
Эмерджентность. Каждый структурный уровень развивается по собственному закону, отличному от законов развития элементов системы [3].
Ресурсы. “Что (надо сделать …)? [13].
Аналогия.
Приёмы доказательства гипотезы.
Противоположный эксперимент. Заключается в проведении не менее двух экспериментов при выполнении условий: 1) в экспериментах изменяется только один параметр, 2) результаты экспериментов значительно различаются между собой (“противоположны”).
Ложный противоположный эксперимент. Существуют два класса причин явлений: 1) причины главные, настоящие, действующие, активные, побуждающие; 2) условия проявления главных причин, ограничивающие факторы, поле деятельности главных причин, тиски, рамки и т.п.
Секрет вращения земли и причины возникновения циклонов, тайфунов, торнадо
Почему Земля вращается? Почему ветры в
циклонах в северном полушарии дуют против часовой стрелки, а в циклонах в южном
полушарии дуют по часовой стрелке? Почему в экваториальной зоне Земли никогда
не бывает тайфунов, смерчей и циклонов? На ...
Рекреационные ресурсы Кольского полуострова
Рекреационные ресурсы
– это_____________________________
Цель данного исследования
– выявление рекреационных ресурсов Кольского полуострова и возможностей их
использования.
Описание темы, научность,
а ...