Территориальная структура хозяйства.
При взгляде на экономическую карту Японии бросается в глаза концентрация промышленности на сравнительно небольшой территории, образующей полосу, протянувшуюся от равнины Канто на юго-востоке о. Хонсю до полуострова Хидзен на западе о. Кюсю. В этом “индустриальном поясе”, охватывающем южное побережье Хонсю и северные побережья Сикоку и Кюсю, находятся крупнейшие промышленные районы страны - Токийский, Нагойский, Осакский, Яватский, а также большое количество отдельных промышленных центров. Здесь проживает две трети населения страны, и расположены самые крупные города и морские порты Японии.
Подобное размещение промышленности объясняется прежде всего тем, что она возникла и развивалась преимущественно в тех районах, где в избытке присутствовали дешевые рабочие руки и находились удобные порты, обеспечивающие хорошие связи с мировыми источниками сырья и рынками сбыта готовой продукции.
В то же время, в связи с началом разработки некоторых видов минеральных ресурсов, в ряде районов страны (о. Хоккайдо, западное побережье о. Хонсю) возникают новые промышленные области, расположенные вне “индустриального пояса”. Наблюдается процесс индустриализации ранее сельскохозяйственного побережья о. Хонсю, примыкающего к внутреннему Японскому морю, и ряда других территорий государства.
Наиболее развитым в экономическом отношении районом Японии является Токийский промышленный район (Канто), на долю которого приходится около одной четвертой части населения и промышленной продукции страны. Здесь находится самый крупный по количеству жителей город - столица Японии - Токио (“Восточная столица”), вблизи которого расположено более 30 городов-спутников. В числе последних можно назвать: Кавасаки - крупнейший судостроительный и судоремонтный центр Японии; Омия - железнодорожный узел, центр вагоностроения; Кавагути - старинный центр военной промышленности; Токорадзава и Татикава - центры авиастроения. Здесь же находятся старейшие центры шелкового производства Японии - Кирю, Асикага, Такасаки и др.
Токийский район не имеет собственной минерально-сырьевой базы (за исключением месторождений медной руды Асио к северу от Токио), и его промышленность работает на привозном сырье и топливе. Энергетическими запасами район обеспечивается главным образом за счет гидроэлектростанций горных областей и теплоэлектростанций.
Крупнейшим индустриальным районом Японии остается также Западный район (Кансай), в котором расположен самый крупный энергетический узел страны. В промышленном производстве Кансая ведущее положение занимает тяжелая промышленность: металлургия, машиностроение, химия, судостроение, военные отрасли.
Среди городов этого промышленного района выделяются Осака, Кобе и Киото. Осака, знаменитая своими судостроительными верфями, производством авиамоторов, электротехники, велосипедов, стекольными заводами и т.д., является еще и важнейшим финансовым центром Японии, имеющим отделения всех крупнейших японских банков.
Общая характеристика слабо развитого района. Латинская Америка
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА, общее
название стран, расположенных в южной части Сев. Америки, к югу от р.
Рио-Браво-дель-Норте (включая Центр. Америку и Вест-Индию), и в Юж. Америке.
Общая площадь 20,5 млн. км2. Население 464 млн. человек (1993). На ...
Сравнительный анализ Северо-западного и Западно-Сибирского районов
Цель данной работы – сравнительный анализ
демографических показателей Северо-Западного и Западно-Сибирского районов.
Демографические показатели играют важную роль в развитии любых отраслей
производства, в выборе политики и эко ...