Как показывает практика, определения надежности только по данным разброса параметров и среднему времени между отказами прибора является явно недостаточным. Более подробную и точную характеристику надежности можно получить при наличии следующей дополнительной информации: квалификация обслуживающего персонала, качество и количество работ по техническому обслуживанию, наличие запасных частей, наличие поверочной аппаратуры, наличие эксплуатационной документации и ее качество, условия транспортирования, качество укладочных футляров (амортизационных устройств).
Выяснение причин отказов в процессе эксплуатации приборов трудоемкая и достаточно кропотливая задача. Отказы по характеру возникновения принято разделять на внезапные и постепенные. Внезапные отказы приводят к скачкообразному изменению параметров. Эти отказы могут быть вызваны экстремальными факторами внешней среды, наличием в приборе дефектных элементов, конструктивными недоработками. Постепенные отказы обусловлены накапливающимися изменениями параметров.
Причиной постепенных отказов могут быть износ и старение элементов прибора, несогласованность работы отдельных частей прибора, неточная юстировка и регулировка его подвижных узлов. Отказы, возникающие при эксплуатации, с точки зрения последствий от их проявления подразделяют на функциональные и метрологические; функциональные отказы приводят к временной потере работоспособности, метрологические отказы вызывают ухудшение качества наблюдений, способствуют появлению недопустимых погрешностей в результатах измерений. Устранение отказа обеспечивается проведением юстировки или ремонта прибора. [2] стр. 24-25
Регламентные работы.
После получения прибора с предприятия-изготовителя необходимо внимательно изучить эксплуатационные документы, в которых излагаются особенности конструкции, правила эксплуатации,методы поверки и юстировки, правила хранения и обслуживания прибора.
Для инструмента рекомендуются следующие виды регламентных работ: профилактические мероприятия, эксплуатационная поверка и юстировка и метрологическое обслуживание.
К профилактическим мероприятиям обычно относят: внешний осмотр прибора и комплектующих принадлежностей; опробование работоспособности подвижных частей прибора; частичную разборку, чистку, смазку (2 раза в год, кроме того следует выбирать смазочный материал в зависимости от климатических условий эксплуатации) и устранение обнаруженных неисправностей прибора; сборку, профилактическую поверку и юстировку прибора.
Внешний осмотр и проверку работоспособности подвижных частей геодезического прибора производят так, как это принято делать при проведении эксплуатационной поверки.
По результатам внешнего осмотра, апробирования и частичной разборки прибора составляют дефектную ведомость и выявляют необходимость юстировки прибора или его ремонта.
Эксплуатационная поверка геодезического прибора проводится периодически как в лабораторных помещениях так и в полевых условиях непосредственно перед производством наблюдений.
Приведем типичные операции эксплуатационной поверки: проверка устойчивости штатива (мензулы), проверка правильности установки уровней, проверка правильности положения сетки нитей зрительной трубы, проверка положения визирной оси зрительной трубы, поверка места нуля. [2] стр 25-28 В процессе эксплуатации номограммных приборов важно: до начала полевых работ тщательно определить коэффициенты кривых; установить значение места нуля равным нулю при средней температуре рабочего дня; устанавливать место нуля кривых превышений из двойного нивелирования наклонным лучом при S=60-100 м; v в пределах 3-5 градусов. [4] стр 341-342
Литва
Литва
- до 1991 г. входила в состав Союза ССР как Литовская Советская
Социалистическая Республика. С 1991 г. - независимое государство.
...
Картографический метод исследования
Высокий уровень развития современной картографии ведет к
постоянному расширению ее интересов. Продолжая совершенствовать методику и
технику картографирования, разрабатывая новые типы карт, картографы ставят и
решают новые проблемы. Одна та ...