Нефтедобыча на шельфах Северо-Западной Европы развивалась путем развития ЦНД различных типов - сначала на акватории Северного моря, а по мере падения добычи в традиционных районах - на прилегающих акваториях Норвежского, Ирландского1 морей и Северной Атлантики (рис. 4 - 6). Примечательно, что профили добычи большинства ЦНД асимметричны, с малым периодом роста добычи. В первую очередь это относится к морским ЦНД вследствие высокой стоимости строительства и инсталляции морских платформ, сооружения подводных трубопроводов, систем хранения и отгрузки продукции. В связи с этим с целью скорейшего возмещения расходов нефтяные компании стараются достичь максимального объема добычи в кратчайшие сроки.
Очевидно, что наиболее устойчивыми во времени являются ЦНД с отгрузкой по трубопроводу на береговой терминал. На первоначальной стадии «долгоживущие» ЦНД функционировали с отгрузкой на морские терминалы. С конца 70-х - начала 80-х годов формируются ЦНД, в которых месторождения начинают эксплуатироваться с уже подготовленной трубопроводной и береговой инфраструктурами. С этим связан первый пик добычи в середине 80-х годов на британских ЦНД Sullom Voe Brent Oil и Sullom Voe Ninian Oil (разделенных по названиям трубопроводов) с береговым терминалом (см. рис. 5). Второй пик в середине 90-х годов наблюдался и в британском, и в норвежском секторах Северного моря (ЦНД Sture OTS с группой месторождений Oseberg). Затем с трубопроводной отгрузкой стал работать ЦНД Mongstad с группой месторождений Troll и Fram. После 2000 г. вводятся ЦНД Sture GOP и Sullom Voe Clair с единичными месторождениями Grane и Clair. Среди ЦНД с танкерной отгрузкой с группы месторождений имеются центры, в пределах которых месторождения связаны трубопроводной системой. Это в основном ЦНД самого обширного в Северном море британского сектора (Beryl, Fife, Curlew, Guillemot NW) и датский ЦНД Siri. Такие ЦНД, возможно, характеризуют стадию становления центров между танкерной отгрузкой с одного месторождения и ввода в действие трубопровода к береговому терминал)'. Однако падение добычи и отсутствие масштабных перспектив британского сектора, по-видимому, не будут способствовать дальнейшему развитию трубопроводных проектов и прошедшие пик своей добычи британские ЦНД не эволюционируют до трубопроводных.
ЦНД одиночных месторождений с отгрузкой в танкеры существуют весь период освоения континентального шельфа, однако их число увеличилось после падения добычи в середине 90-х годов и именно они обеспечили ее поддержание.
ЦНД континентального шельфа Севера Европы имеют особенности пространственной структуры, отражающие как историю их формирования, так и использование транспортных схем, обеспечивающих качество сырья. Наиболее «долгоживущий» ЦНД Teesside с нефтепроводом Norpipe от крупного норвежского месторождения Ekofisk характеризуется тем, что подводящие нефтепроводы вводились после строительства основной трубопроводной магистрали. Необходимость соблюдения соглашения о совместном использовании нефтепровода Norpipe между Норвегией и Великобританией не позволила последней подключить большое число месторождений, вследствие чего в ЦНД кроме норвежских входят малочисленные британские группы месторождений.
Более сложную и пространственно обширную структуру имеет ЦНД Cruden Bay. Здесь единая транспортная система создавалась с первоначальным образованием коммуникаций между отдельными месторождениями. Трубопровод Forties к береговому терминалу Cruden Bay был проложен позднее. Дальнейшее подключение месторождений, в том числе удаленных от основной магистрали, распространило ЦНД на большой регион с протяженными подводящими коммуникациями. ЦНД, ориентированные на Sullom Voe (Brent Oil и Ninian Oil), имеют пространственное перекрытие, что обусловлено наличием двух ветвей нефтепроводов.
Почти повсеместно в пределах площадных ЦНД присутствуют центры единичных месторождений с танкерной отгрузкой. Обособление месторождений необходимо для отдельной отгрузки нефти низшего качества. Например, танкерами вывозится низкокачественная нефть ЦНД Alba, расположенного в центре ЦНД Cruden Bay, где добывается нефть сорта Forties.
Ряд ЦНД прекратил свое существование по мере выработанности месторождений. Выведен из эксплуатации нидерландский береговой ЦНД Ноеk, где остановлена добыча на месторождении Р15. Завершили работу морские ЦНД Froy и Yme в норвежском секторе, Teal South - в английском.
Рост добычи отмечается в береговых ЦНД Fredericia (Дания), Sullom Voe Clair (Великобритания), Sture GOP (Норвегия) и морских Guillemot NW и Maclure в английском секторе Северного моря.
Разработка региональной справочной общегеографической карты Смоленской области для Атласа Центра РФ
Разработать проект
общегеографической карты Смоленской области Атласа Центра
РФ. Атлас является справочным по назначению и общегеографическим
по содержанию. Атлас предназначен для широкого круга читателей в качестве
полезного справочного ...
Ущелье Ала-Арча в Кыргызстане
Рекреационная освоение лесов с каждым
десятилетием приобретает всё большие и большие масштабы, "рекреационный
бум" охватил многие страны мира. Растущая урбанизация, интенсификации
труда, все чаще повторяющиеся стрессовые ситуации ...