Пространственно-временной анализ освоения месторождений в регионе и используемых транспортных схем показал, что этот процесс происходит с формированием центров нефтедобычи (ЦНД). Они определяются как «совокупность разрабатываемых месторождений, имеющих общий пункт сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов, на железной дороге или морском терминале для доставки потребителям - на переработку или экспорт» и представляют собой пространственно и технологически связанные системы объектов разработки углеводородного сырья, его транспорта и учета товарной продукции [8]. На уровне ЦНД формируются региональные сорта нефти [9].
Принцип выделения ЦНД [8] основан на определении элементов транспортной схемы. Базовым элементом является месторождение; между месторождениями и пунктом сдачи располагается ряд насосных станций (НС), являющихся транспортными узлами системы. На них происходит смешение нефтей, поступающих из различных месторождений. Как показывает практика, число НС может различаться.
Понятие о ЦНД было выработано на основе изучения пространственной структуры движения нефти как товарного продукта в пределах Тимано-Печорской и Волго-Уральской нефтегазоносных провинций [10]. При изучении исторически протяженного процесса нефтедобычи в этих регионах обозначились устойчивые комплексы связанных транспортной системой месторождений нефти и пунктов сдачи. Поскольку рассматриваемые регионы континентальной нефтедобычи имеют развитую трубопроводную инфраструктуру привязанными к ним пунктами товарного учета, обособленых месторождений с собственной отгрузкой практически не существует. Все используемые виды транспорта доставляют нефть на общий в пределах освоенного региона товарный пункт, что и связывает несколько месторождений в единый ЦНД. Наиболее устойчивы ЦНД, где нефть к тарифному пункту доставляется трубопроводным транспортом. Более гибкими и во времени, и в пространстве являются ЦНД с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта.
Добыча и транспортирование нефти на континентальном шельфе Северо-Западной Европы имеют специфику, связанную с одновременным использованием различных схем отгрузки нефти. К настоящему времени сложились три типа схем:
1) отгрузка по подводному трубопроводу к береговому терминалу с группы месторождений или одного месторождения (6ереговой трубопроводный терминал);
2) отгрузка в танкеры с одиночного месторождения (морской терминал);
3) отгрузка в танкеры с центральной установки, к которой подключена группа месторождений (морской групповой терминал).
В соответствии с перечисленными транспортными решениями типизируются и ЦНД, ядро которых, в зависимости от типа, может состоять как из нескольких месторождений, так и из одиночного месторождения. Названия ЦНД даются по месторождениям, на которых расположен морской терминал отгрузки и по береговым терминалам с дополнениями, связанными с названиями трубопроводов, регионов или месторождений.
Пример выделения ЦНД показан на примере датского сектора Северного моря (рис. 2).
Следует отметить, что в практике Danish Energy Authority на датском шельфе выделяются центры добычи (production centres), однако они скорее соответствуют исторически сложившимся районам нефтедобычи, нежели инфраструктурным объектам, что следует из рис. 2.
По материалам пространственных данных национальных агентств стран, занимающихся добычей нефти на шельфе (3-7], на основе изложенного методического подхода составлена карта ЦНД континентального шельфа Северо-Западной Европы, где отражены результаты пространственного анализа объектов нефтедобычи (рис. 3). ЦВД разных типов присттствуют в каждом национальном секторе (за исключением германского, где разрабатывается одно месторождение нефти). Разнообразие их типов является характерной чертой освоения морских месторождений нефти севера Европы.
Рекреационный комплекс Украины
Опыт
промышленно-развитых стран показывает, что международный туризм является
наиболее известным средством, позволяющим в короткие сроки осуществить
поступление в страну денег в национальной валюте. На протяжении короткого
времени туризм ...
Россия. 21 век. Начало строительства (инфраструктурный комплекс как фактор организации экономического пространства России)
Ситуацию, в
которой оказалась Россия в начале XXI века, экономисты, политологи и прочие специалисты, имеющие отношение к
формированию общественного мнения, чаще всего характеризуют как время
крайностей, полярных мнений, смерте ...