Самоназвание - маарулал. Язык - аварский. Аварцы (577 тыс. человек по данным 1996 г.; иберийско-кавказская языковая группа) расселены в центральном и западном Дагестане, в бессейне притоков реки Сулак. С ними родственны по происхождению, культуре и языку андийские (андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы) и дидойские (бежтинцы, гинухцы, гунзибцы, хваршины, цезы-дидойцы) народности, населяющие бассейны рек Андийское и Аварское Койсу, а также арчинцы (верховья реки Кара-Койсу).
Традиционные занятия: скотоводство и земледелие. Ремесла: суконное ткачество, безворсовые ковны и ковровые изделия (Хунзах, Чиркей, Урма), узорное вязание (Тлярата, Бежта, Цумада), выделка войлока, бурок (анди), обработка кожи, резьба по камню и дереву (Согратль, Ругуджа, Гидатль, Чарода), кузнечное , медночеканное, оружейное, ювелирное дело (Гоцатль, Ичичали, Гамсутль, Чох, Согратль), золотое шитье (Чох, Хунзах), насечка металлом по дереву (Унцукуль).
Хозяйство многоотраслевое: животноводство, полеводство, садоводство. Многие аварцы заняты в промышленности. Значительного расцвета достигли литература и искусство. Выросли кадры национальной интеллигенции.
Аварцы - мусульмане-сунниты шафиитского толка. До принятия ислама среди аварцев было распространено христианство, проникшее в 4-5 вв. с территории соседней Грузии.
Первые попытки обратить аварцев в ислам предпринимались еще в 7-8 вв. арабами, окончательно он утвердился к 15 в. Наряду с ортодоксальным исламом среди аварцев утвердился и суфизм накшбандийского толка, с так называемым "спокойным" или "тихим" зикром, без танцев.
В годы советской власти аварцам удалось не утратить формы бытования как суфизма, так и ортодоксального ислама. Несмотря на преследования, кое-где остались живые носители исламской традиции: шейхи и богословы-алимы. Негласно многие селения имели мечеть. В настоящее время активно строятся мечети, распространяется арабская грамотность. Неумение совершать намаз в общественном мнении осуждается. Широко отмечаются главные мусульманские праздники - Разговления и Жертвоприношения. Не менее популярен мавлид - день рождения Пророка. Распространен культ святых. Сохраняются некоторые элементы домонотеистических верований: вера в демонов, соблюдение сельскохозяйственной и семейной обрядности. В последнее время среди аварцев распространились ваххабитские идеи.
Изменение газового состава атмосферы в прошлом и настоящем
А
тмосфера – газовая оболочка
Земли, именно благодаря атмосфере стало возможным зарождение и дальнейшее
развитие жизни на нашей планете. Значение атмосферы для Земли колоссально –
исчезнет атмосфера, исчезнет ...
Сравнительная характеристика различных видов транспорта
Прогресс человеческого общества
неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт"
понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без
перемещения орудий и предметов труда и самого человека ...