Самоназвание: вадьялайн. На рубеже XIX - ХХ вв. населяли западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский район) - окрестности деревни Котлы и нижнее течение реки Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях реки Луги.
По материалам П.И. Кeппена в 1848 г. численность води составляла 5148 человек. В настоящее время по приблизительным оценкам - менее 100 человек. Современное водское население является потомками северо-западной группы води. Водь относится к восточно-балтийскому типу большой европеоидной расы. китайские куры
Водский язык относится к финно-угорской группе Уральской языковой семьи. Водский язык наиболее близок северо-восточному диалекту эстонского. В настоящее время водский язык знают лишь некоторые люди старшего поколения. Язык бесписьменный.
Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н.э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Территория води являлась частью Новгородских земель в составе которого выделялась Водская пятина как административно-территориальная единица. В конце XV в. территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращении в СССР в 1944-45 г. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания.
В связи с малочисленностью води на территории Ленинградской области не существовало водских национальных сельсоветов. Также не было школ с обучением на водском языке.
Хозяйство водских крестьян в XVIII - ХХ вв. в целом было схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, ижора, ингерманландские финны).
Земледелие являлось основой хозяйства. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овоши (репа, капуста), с XIXв. картофель. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях близ Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. В основном были распространены различные отхожие промыслы. Крестьяне уходили на заработки в Санкт-Петербург или Нарву.
Древним жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово "рихи" обозначало в водском языке жилой дом вообще. В XIX в. также как и у соседних этнических общностей - ижоры, ингерманландских финнов, русских жилой постройкой являлась изба.
Мужская одежда утратила этноспецифические черты уже к началу XIX в. Лишь источники XVIII в. отмечают ношение шапки с красным верхом, отороченной мехом как особенность костюма водских мужчин. В комплексе женской одежды четко различались одежда девушек, молодок и женщин. Девушки носили, глухой сарафан из белого холста без рукавов - "амы", поверх которого надевали короткую кофту - "ихад". После выхода замуж женщине коротко стригли, а в прошлом (до второй половины XIX в.) брили волосы и одевали высокий головной убор из белого полотна - "пайкас".
Значительную часть традиционного рациона питания составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. v картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, плоские ячменные лепешки ("иивакко"), мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво.
Водь - православные. Долгое время сохранялись пережитки язычества. К XVI в. относятся сведения о распространении в Водской земле идолопоклонничества и о жрецах, которых называли арбуи. Еще на рубеже XIX-XX вв. сохранялись пережитки почитания природных объектов: деревьев, камней.
Для води был характерен достаточно свободный выбор брачного партнера самими молодыми людьми. Сватовство делилось на два этапа v собственно сватовство, когда жених и невеста обменивались залогами и табаки ("табакад"), когда в дом невесты приезжали жених, его родители и сват и привозили с собой табак, пироги ("чиима-пиирага"). Курение табака всеми участниками церемонии было непременным элементом этого этапа.
Были широко распространены свадебные причитания, исполнявшиеся в доме невесты самой невестой и ее подружками. Накануне свадьбы как невеста, так и жених совершали ритуальное мытье в бане.
В похоронной обрядности сохранялись многочисленные языческие пережитки. Долгое время обычными были захоронения в святых рощах. Могилы могли обкладывать камнями.
Основной формой семьи в ХХ в. стала малая семья.
В водских деревнях в XIX v начале ХХ вв. фольклористами были записаны свадебные и лирические песни, исполнение которых могло сопровождаться игрой на кантеле. Были широко распространены свадебные причитания.
Разработка региональной справочной общегеографической карты Смоленской области для Атласа Центра РФ
Разработать проект
общегеографической карты Смоленской области Атласа Центра
РФ. Атлас является справочным по назначению и общегеографическим
по содержанию. Атлас предназначен для широкого круга читателей в качестве
полезного справочного ...
Республика Калмыкия
Образована
в
1920г. образована Калмыцкая автономная область, 20 октября 1935г.
преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943г. автономия ликвидирована, в 1957г.
восстановлена. С октября 1990г. - Республика Калмыки ...