Горские евреи, джухуро, этнолингвистическая группа евреев. Численность в Российской Федерации 11,3 тыс. чел. в том числе в Дагестане 3,6 тыс. чел., Кабардино-Балкарии 3,2 тыс. чел., Чечне и Ингушетии 2,6 тыс, чел. Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. чел. Общая числ. в пределах бывшего СССР- 18,5 тыс. чел.
Традиционные занятия: торговля, садоводство, виноградарство. Ремесла: ковроткачество, изготовление медной посуды, ювелирных изделий. Язык - татский, говоры махачкалинско-нальчикский, дербентский, кубанский.
По официальным данным, в 1835 г. сельскими жителями были 4459 (58,3%), а горожанами - 3190 (41,7%). Горожане в значительной, части также занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой получали красную краску. Крупые винодельчиские компании были основанны в конце 19 в.
К началу 20 в. с развитием производства анилиновых красителей выращивание марены прекратилось, владельцы насаждении разорились и превратились в чернорабочих, торговцев-разносчиков и сезонных рабочих на рыбных промыслах (в основном в Дербенте). В некоторых селениях Азербайджана горские евреи занимались табаководством, в Кайтаге, Табасаране и ряде сел Азербайджана - пашенным земледелием. В ряде селений до начала 20 в. главным занятием было кожевенное ремесло. С 60-70-х гг. 19 в. горские евреи начали селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура, Нальчик, Грозный, Петровск-Порт. К концу 19 - нач. 20 вв. значительно выросло число занятых мелкой торговлей; зажиточных торговцев (гл. обр. тканями и коврами) было немного (в Кубе, Дербенте, с кон. 19 в. также в Баку и Буйнакске).
Основной социальной ячейкой Горских евреев вплоть до конца 1920-х - нач. 1930-х гг. была большая трех-четырехпоколенная семья с числом членов 70 человек и более. Как правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой малой семьи был свой дом. Вплоть до современного периода практиковалась полигамия, в основном двое- и троеженство. Каждая жена с детьми занимала отдельный дом или, реже, отдельное помещение в общем доме.
Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось коллективным достоянием всех еe членов, определял порядок работы всех мужчин семьи; мать семейства (или первая из жeн) вела хозяйство и наблюдала за женскими работами: приготовлением пищи (готовившейся и потреблявшейся совместно), уборкой и т, п. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум.
Женщины и девушки вели замкнутую жизнь, не показываясь посторонним. Помолвка часто совершалась в младенческом возрасте, за невесту выплачивался калын (калым). Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. В случае неисполнения кровной мести убийце-еврею в течение трeх дней семьи убитого и убийцы считались связанными узами кровного родства. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов. Аулы горских евреев располагались рядом с аулами соседних народов, в некоторых местах они жили совместно. Поселение горских евреев состояло, как правило, из трeх-пяти больших семей. В городах горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отделбном квартале (Дербент). В конце 19 в. начался процесс распада большой семьи.
Катастрофическая архитектоника Земли
"Посвящаю памяти моей незабвенной жены
- Пащенко Валентины Григорьевны"
Петро Пащенко
В конце ХХ века, благодаря успехам
космических исследований мы заново открыли мир планет Солнечной системы и их
спутников. Любопытному в ...
Территориальная концентрация науки в Российской Федерации
Данная
тема курсовой работы была выбрана мною не случайно. Российский научный комплекс
является одним из крупнейших в мире. Он есть звено в единой цепи науки, как
института, призванного служить на благо человечества и во имя его развития. ...