Опыт промышленно-развитых стран показывает, что международный туризм является наиболее известным средством, позволяющим в короткие сроки осуществить поступление в страну денег в национальной валюте. На протяжении короткого времени туризм занял важное место в мировой экономике. В настоящее время насчитывается около 400 млн. туристов. Среднегодовые темпы роста этого показателя составляют 4-5%. Еще боле высокими темпами возрастают валютные поступления от международного туризма. Они составляют более 11%, а их объем в ценах 1990 г. превышает 200 млрд. долларов ежегодно.
В экономике многих стран доходы от туризма и сейчас имеют огромное значение. Так, поступления Испании от международного туристского обмена превышают затраты на него почти в 7 раз, Турции – в 6 раз, Португалии – в 4,8 раза, Греции – 3,5, Италии – в 2 раза. Нетрудно заметить, однако, что все эти страны являются приморскими государствами, и значит, вполне уместно проводить аналогии с Украиной.
Иностранный туризм как экспортная отрасль экономики, занимает первое место в государствах со средним уровнем развития, таких, как Испания – 41,7%, Греция – 40,4%, Португалия – 22,%, второе и третье место в высокоразвитых странах: Австрии – 32%, Швейцарии – 10%, Италии – 9,8%, Дании – 8,7%, Франции – 8,5%.
Активный международный туризм часто выступает как стабилизатор в платежных балансах отдельных стран. Так, например, в Венгрии поступления от иностранного тризма позволяют этой стране покрывать ежегодно почти половину дефицита платежного баланса по расчетам за товары и услуги. В Швейцарии туризм как источник валютных поступлений стоит на втором месте после машиностроения, т.е. находится впереди таких традиционных для этой страны отраслей экономики, как часовая и химическая промышленность. Во Франции он занимает третье место среди экспортных отраслей хозяйства, уступая по объему поступлений только автомобилестроению и черной металлургии.
Международный туризм является более выгодной формой реализации товаров и услуг, чем внешняя торговля, так как представляет собой экспорт, осуществляемый в пределах страны. Приобретая разнообразные товары в стране посещения, и оплачивая их в валюте, иностранные туристы вывозят их за пределы таможенных границ государства, т.о. увеличивая объем экспортируемых им товаров. Такой экспорт чаще всего называют «невидимым», или «скрытым». В настоящее время на его долю, которая постоянно возрастает, приходится приблизительно 25% всей мировой торговли.
Активный международный туризм, кроме всего прочего, является важным средством пропаганды национального производства за рубежом, что осуществляется без вкладывания в это каких-либо дополнительных средств.
Если позитивные итоги национального и международного туризма на экономику региона и страны в целом очевидны, то отрицательные результаты и последствия развития стали осознаваться и анализироваться гораздо позже. В настоящее время уже ясно, что при оценке социально-экономического значения туризма не следует впадать в крайности. Нельзя рассматривать туризм как панацею от всех экономических бед, считая, что развитие туризма автоматически приведет к процветанию государства. В ряде случаев оно не приносит желаемых результатов для экономики, а подчас может даже иметь отрицательные последствия.
Специалисты в области туризма выделяют следующие отрицательные последствия развития туризма.
1. Социально-экономические, связанные с возможным импортом инфляции. Имеется в виду ситуация, когда в страну или регион прибывает значительное число иностранных туристов с высокой покупательной способностью. Это может вызвать расстройство рынка и инфляцию, которая затем распространится и на другие секторы экономики, вызывая структурные нарушения в социально-экономической области. Такие последствия могут наблюдаться не только в развивающихся, но и в некоторых развитых странах – Италии, Испании, на юге Франции.
2. Социально-культурные и психологические, связанные с эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что противоречит традиционным ценностям и нормам поведения.
3. Экологические, связанные с ускоренной индустриализацией естественных ландшафтов, строительством дорог и портов, загрязнением водоемов и пляжей.
Имеются многочисленные примеры, подтверждающие эти положения. Наиболее показателен в этом отношении пример Туниса, где программа развития туризма с участием иностранного капитала была разработана еще в начале 70-х годов. Результаты ее реализации оказались неутешительными. Каждый отель, построенный в стране с участием иностранных фирм, занимает не менее 10 га, что привело к отчуждению земель, вытеснению крестьян и т.д. Только в одном из районов курортная зона в 400 га вытеснила 1500 мелких собственников огородов, занимавшихся выращиванием овощей. Началась спекуляция земельными участками. Подъем туризма лишил местных жителей жилья, которое было продано иностранцам, либо перестроено в семейные пансионаты. Пострадала торговля: на одном из островов стоимость аренды мелкой лавки подскочила с 2-4 динаров в день до 600 динаров. Наблюдается упадок ремесел и чудовищное загрязнение моря из-за концентрации на побережье 1 млн. человек. До 1977 года ни один туристический объект не имел очистных сооружений и располагался на выгребных ямах. Синтетические моющие средства, используемые при уборке и стирке и очень опасные для моря, нарушали традиционное рыболовство. Обострилась проблема питьевой воды: туристы потребляют в среднем 500 литров воды в сутки, местные жители – 10 л.
Этот пример показывает, как опасно создавать туристические объекты, не предусматривая никаких мер по их интеграции в ту среду, в которой они находятся, не принимая во внимание экологические факторы. Задача такой интеграции должна возлагаться на органы, ведающие государственной туристской политикой.
Россия. 21 век. Начало строительства (инфраструктурный комплекс как фактор организации экономического пространства России)
Ситуацию, в
которой оказалась Россия в начале XXI века, экономисты, политологи и прочие специалисты, имеющие отношение к
формированию общественного мнения, чаще всего характеризуют как время
крайностей, полярных мнений, смерте ...
Экономический и природно-ресурсный потенциал Японии и его использование
Современная Япония - высокоразвитое в промышленном и научно-техническом отношении государство, один из трех мировых центров империалистического соперничества. Особенности экономического развития этой страны, ее достижения в передовых отраслях научно- ...